Человек с киноаппаратом
You must be registered for see images
Автор-руководитель Дзига Вертов.
Главный оператор Михаил Кауфман. Ассистент режиссёра Е. Свилова.
СССР, ВУФКУ (Киев), 1929.
В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты. Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий. Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Он просто смотрит в мир и видит все, или, вернее, происходит видение. Дзига Вертов и его "Человек с киноаппаратом" опередили свое время. Его творческие открытия положили начало длинной цепи непрекращающихся поисков в мультипликации, документальном и игровом кино. В 60-е годы такие "новой волны", как Ж.Л. Годар и Ф. Трюффо, называя Д. Вертова своим учителем, использовали его эксперименты для выработки своеобразного и острого стиля повествования.
"Работа над фильмом «Человек с киноаппаратом» потребовала большего напряжения, чем предыдущие работы «киноглаза». Это объясняется как большим количеством находившихся под наблюдением мест, так и сложными организационными и техническими операциями во время съёмки. Исключительное напряжение вызвали монтажные эксперименты. Монтажные опыты производились непрерывно…
Фильм «Человек с киноаппаратом» – прямолинейный, изобретательный и резко противоречит лозунгу проката: «чем шаблоннее, тем лучше». Это последнее обстоятельство не позволяет нам, работникам этого фильма, несмотря на большую усталость, думать об отдыхе. Надо заставить прокатчиков отказаться от своего лозунга по отношению к этому фильму. «Человек с киноаппаратом» требует максимального зрительского показа.
В Харькове мне задали вопрос: «Как это вы, сторонник патетических надписей… и вдруг «Человек с киноаппаратом» – фильм без слов, без надписей». Я ответил: «Нет, я не сторонник патетических надписей – это выдумка некоторых критиков!»
<…> полное отсутствие надписей в фильме «Человек с киноаппаратом» не является чем-нибудь неожиданным, а подготовлено всеми предыдущими опытами «киноглаза».
Фильм «Человек с киноаппаратом» - это на только практическое, но одновременно и теоретическое выступление на экране. Очевидно, поэтому диспуты о нём в Харькове и Киеве носили характер ожесточённого сражения представителей разных направлений в так называемом «искусстве». При этом спор вёлся сразу в нескольких плоскостях. Одни говорили, что «Человек с киноаппаратом» - это опыт зрительной музыки, зрительный концерт. Другие рассматривали фильм с точки зрения высшей математики монтажа. Третьи указывали, что это не «жизнь, как она есть», а жизнь, какую они так не видят, и т. д.
Между тем фильм – это только сумма зафиксированных на плёнке фактов или, если хотите, не только сумма, но и произведение, «высшая математика» фактов. Каждое слагаемое или каждый множитель – это отдельный маленький документ. Документы соединены друг с другом с таким расчётом, чтобы, с одной стороны, фильму остались бы только те смысловые сцепления кусков друг с другом, которые совпадают со зрительными, с другой, – чтобы эти сцепления не требовали помощи надписей, и, наконец, третье: чтобы общая сводка всех этих сцеплений представляла собой неразрывное органическое целое.
Этот сложный эксперимент, который большинство высказывавшихся пока товарищей признаёт удавшимся, во-первых, окончательно уводит нас из-под опеки театра – литературы и ставит лицом к лицу со стопроцентной кинематографией и, во-вторых, резко противопоставляет «жизнь, как она есть» с точки зрения вооружённого киноаппаратом глаза («киноглаза») «жизни, как она ест», с точки зрения несовершенного человеческого глаза."
Дзига Вертов. Из статьи «Человек с киноаппаратом».
[ED2K]ed2k://|file|chelovek.s.kinoapparatom.avi|733904896|6F6F0928E6717F7F32E54C855F9268FE|h=YJKMM7AIW7IFHLYOSXK72LHOOKX2R7PO|/[/ED2K]