Валерий Зубов, Владислав Иноземцев: «План Маршалла» для Украины
Новый «План Маршалла» - единственный выход из кризиса на Украине
24.02.14
You must be registered for see links
- Валерий Зубов,
- Владислав Иноземцев
You must be registered for see images
Marko Drobnjakovic / AP
Страшные дни хаоса и насилия на Украине уходят в прошлое. Коррумпированный режим рухнул, его представители в панике бегут из страны. Однако любая революция (и Февральская революция 2014 г. - не исключение), фокусируя внимание граждан на политике и политиках, отодвигает на второй план экономические проблемы. Проблемы, которые очень скоро напомнят о себе. Поэтому мы считаем, что все стороны, вовлеченные в события вокруг Украины, должны уже сейчас, не откладывая дело в долгий ящик, задуматься о шагах, способных обеспечить ее успешное развитие.
И речь не об угрозе дефолта и подачках Москвы, способных его оттянуть, а о том, что хозяйственная система Украины - а именно она и спровоцировала Февральскую революцию 2014 г. в Киеве - должна радикально измениться, если украинцы хотят на деле реализовать свои вековые мечты о государственности и превратиться в сплоченную гражданскую нацию.
Экономика Украины - это мощный перераспределительный механизм, до последнего времени работавший на «эффективных менеджеров», перебравшихся из Донецка в Киев в составе «команды» бывшего президента Виктора Януковича. И его приспешники, и кремлевские политтехнологи создают образ противостояния «ответственных хозяйственников» - дончан и «дармоедов»-западенцев, однако тезис, что Восток Украины «кормит» ее Запад, - откровенная ложь.
Да, ВРП Донецкой области превышает суммарный ВРП Закарпатской, Волынской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Львовской областей. Но при этом она получает 31,3% всех трансфертов из государственного бюджета, направляющихся на поддержку регионов. Предприятиям Донецкой области в 2013 г. удалось возместить из казны 129(!)% от уплаченного ими в бюджет НДС. Газ, который до последнего времени покупался в России по $410 за 1000 куб. м, доставался промышленности Востока по $160-210 за 1000 «кубов» (во многом потому, что предприятия контролировались структурами, принадлежавшими сыну президента). Про угольную отрасль, получающую из казны более $2,5 млрд в год, мы и не говорим. В итоге оказывается, что в 2012 г. разнообразные дотации для восточной части страны достигали 18% совокупного ВРП Донецкой, Днепропетровской и Харьковской областей, а самым крупным нетто-плательщиком в государственный бюджет Украины являлась... Полтавская область.
Восток Украины - это не столько источник успеха, сколько проблема для страны. Если «флагманы» украинской индустрии в перспективе будут вынуждены покупать газ по рыночным ценам и лишатся политически мотивированных дотаций Киева, они обанкротятся за несколько месяцев: сейчас производительность труда здесь в 7-9 раз ниже, чем в ЕС, энергоемкость больше в 4-6 раз, а технологии в большинстве своем остались советскими. До сих пор в металлургической отрасли Украины не введены в строй кислородно-конвертерные установки, а ставка по-прежнему делается на устаревшие доменные печи. Если кто-то не верит нам, пусть поверит инвесторам: самая популярная у них отрасль украинской экономики (на нее приходится 21,5% иностранных капиталовложений) - агропромышленный комплекс, а вовсе не металлургия.
В результате возникает замкнутый круг. «Ведущие» отрасли все в большем объеме требуют дотаций. Их непредоставление чревато социальным взрывом. Сокращение занятости и повышение производительности оказываются нежелательными. Все это делает страну не защищенной от повышения цен на газ и формирует отношения вассалитета между Киевом и Москвой. Недавняя революция - если ее оценивать в этой «системе координат» - стала реакцией населения на отказ власти попытаться сменить модель и пойти по европейскому пути. Видя рядом с собой Польшу и Чехию, украинцы не понимают, почему они должны восторгаться режимом, при котором им живется в 3 раза хуже, чем соседям. И их вполне можно понять. Выбор стоит не только между Европой и Россией, но и между современной и безнадежно отсталой структурой экономики, и, на наш взгляд, он более критичен, чем выбор между демократией и авторитаризмом.
Москва выглядит сейчас не как прибежище диктатора, ненавидящего свободный украинский народ. Она «лишь» стремится сохранить на Украине ту советскую систему, которую российская политическая элита так полюбила в последние годы. России не хочется видеть серьезную нормальную экономику столь близко от собственных границ, а то как бы чего не вышло. Однако поддержание квазисоветской хозяйственной системы невозможно без сырьевой ренты; значит, борьба «за советскую Украину» бесперспективна. Платой же за упорство может оказаться политическая дестабилизация и потеря десятков миллиардов долларов инвестиций - и потому сегодня разумнее не противиться естественному ходу событий, а принять в нем участие.
Ошибкой Москвы было то, что она давала деньги украинским властям. Даже если бы те не были клептократами, они использовали эти средства для сохранения безнадежной системы. Ошибкой Брюсселя стало то, что он не обещал Украине денег, без которых у нее нет возможности разорвать порочный круг, описанный выше. Из этих ошибок надо вынести урок. И России, и Европе следует перестать играть в геополитику и совместно повторить то, что стало одной из самых удачных трансформаций в новейшей истории.
Мы имеем в виду «план Маршалла», реализованный США в отношении послевоенной Европы. С 1948 по 1951 г. Америка предоставила европейским странам более $13 млрд ($125 млрд по нынешнему курсу), которые европейцы могли потратить на восстановление экономики. Сейчас в отношении Украины стоит в точности такая же задача: помочь ей стать первой страной вне ЕС, которая преодолеет советскую хозяйственную систему.
Новый “план Маршалла”, который потребует мобилизации $100-120 млрд, сможет сыграть в истории Восточной Европы ту же роль, что и прежний - в истории Западной. В основе должна лежать массированная финансовая помощь Украине со стороны как Москвы, так и Брюсселя. Эта помощь может выделяться при соблюдении ряда условий, например, недопущения в правительство радикальных националистов (в 1940-е гг. США кредитовали страны, где в правительстве не было коммунистов), открытости и честности выборов, реформирования системы государственной службы, гарантирования всеми сторонами территориального единства Украины. План должен включать стратегию развития украинской экономики, поддержанную всеми вовлеченными странами. Однако выделяемые Киеву средства должны использоваться для приобретения любых товаров и оборудования, требующихся Украине, а не властям и компаниям стран-доноров.