Украинцы смогут требовать от ЖЭКов снижения тарифов
Квартплата у жильцов многоэтажек может снизиться, если ЖЭКи предоставляют некачественные услуги или не в полном объеме. Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ разработало новый Порядок перерасчета платы за жилкомуслуги, в котором расписан механизм действий жильца против ЖЭКа. «Вести» разбирались, какие услуги коммунальщики должны будут предоставить клиентам.
Правительство готовит документ, который позволит украинцам требовать от нерадивых ЖЭКов снижения тарифов. Порядок перерасчета платы за жилкомуслуги может быть принят на заседании Кабмина уже в этом месяце. Перерасчет тарифов на обслуживание домов и придомовых территорий предусмотрен законом о ЖКХ, однако сама процедура прописана не была. Как пояснили нам в Минрегионе, новый документ определяет алгоритм действий жильца и ЖЭКа. «Новым порядком перерасчета тарифов предусматривается, например, что ЖЭК обязан не реже, чем раз в год, предоставить потребителю калькуляцию стоимости услуг за год по конкретному дому. В ней должно быть указано, какие именно проводились работы по дому и сколько это стоило в общем и из расчета на одного жильца», — говорят в ведомстве. По задумке, в итоге жильцов ждет снижение тарифов по тем позициям, где работы произведены не были.
«Если были заложены деньги на ремонт крыши, а его так и не было, то по результатам года ЖЭК обязан сделать перерасчет», — объясняют в Минрегионе. Кроме того, сам жилец также может обратиться в ЖЭК и потребовать калькуляцию по своему дому. И отказать ему не могут. Документ предполагает и отказ от услуг, которые вам не нужны. В спорных ситуациях жилец в присутствии представителя ЖЭКа оформляет акт-претензию о непредоставленных услугах, если представитель не явится в установленное время, акт-претензию подписывают не менее двух соседей. Если ЖЭК в этом случае откажется делать перерасчет, то жильцы могут обратиться в суд.
Сейчас украинцы даже через суд не могут добиться за какие услуги платят коммунальщикам. Так, Людмила Дяк из Луцка уже два года воюет с ЖЭКом в суде: «Я прошу ЖЭК предоставить мне калькуляцию, чтобы понять, как они выставляют счета. Во дворе у нас убирают крайне редко, снег зимой чистят только после жалоб, а подъезды никогда не видели ремонта. А вот когда начала течь крыша (живу на последнем этаже), попросили купить семь рулонов рубероида — и без гарантий. В итоге крышу я ремонтировала за свои деньги. Кстати, хватило всего пять рулонов. Позже починку крыши они вписали в свои услуги, хотя у меня есть все квитанции. Вот уже два года тянется тяжба в суде, но ЖЭК по-прежнему не выполняет своих обязанностей — трубы текут, во дворе не убирают». Людмила не верит, что новый документ поможет. «Закон о доступе к информации и другие законы, которые обязывают жилконторы предоставлять информацию жильцам о плате за услуги, существуют и сейчас, однако на ЖЭКи это никак не влияет. Надо менять всю систему, при которой сами ЖЭКи будут заинтересованы в качественной работе».
Юристы относятся к новому новшеству Минрегиона по-разному. «Потребители и раньше имели право потребовать калькуляцию от ЖЭКа, но разве все ее получали? — говорит нам юрист Виктор Несин. — Вся система предоставления и оплаты услуг ЖЭКа четко не прописана. Во многих квартирах до сих пор нет индивидуального счетчика на воду, а отдельно один стоит, который учитывает количество потребленной воды всем домом сразу. А ЖЭК разбрасывает расходы на всех жильцов». А вот столичный адвокат Наталья Крук положительно оценивает законопроект: «Он изменит жизнь жильцов: к примеру, будет легче доказать в суде, что работники ЖЭКа не исполняли свои обязанности. Или опротестовать услуги, указанные в платежках».