Уплотнительная застройка, незаконно размещенные на газонах киоски, разрушающиеся исторические кварталы - это лишь несколько градостроительных проблем Сум, которые нынешняя городская власть практически не решает или делает это очень медленно. Бывший главный архитектор города Николай ИЛЬЧЕНКО давно критикует такую позицию нынешних чиновников. Не изменил он свою позицию и в этом интервью Панораме.
r: Недавно вокруг уплотнительной жилищной застройки в Сумах разгорелся еще один конфликт - возле дома по ул. Харьковской, 54. По вашему мнению, для городских властей и компаний-застройщиков действительно нет другой альтернативы?
Николай Ильченко: Был найден один маленький участок, потом докуплен другой – лишь бы хватило для строительства еще одного дома. То, что это создаст проблемы жителям соседнего дома, никого не интересует. Корень проблемы в том, что нынешние городские власти не заинтересованы в гармоничном развитии города, а только в строительстве конкретного дома на отдельном участке. Строительные компании тоже оптимизируют свои затраты – сносить старую застройку не хотят, поскольку отселенным людям необходимо предоставлять квартиры. Но я уверен, что главный архитектор на своем месте мог бы изменить ситуацию - только он сейчас может выдать условия для застройки того или иного участка: вот красные линии, вот границы, застройщик должен соответствовать. Но если подойти к этому делу формально - вот результат…
r: Городские власти утверждают, что корректировка генерального плана города поможет решить эту проблему…
Н.И.: Ничего подобного – корректировка генплана тут не поможет. Она нужна просто для того, чтобы доказать необходимость прирезки к городу дополнительной земли, а потом взять и раздать ее под индивидуальное жилое строительство - якобы бесплатно. Генплан – это зонирование города на жилую, рекреационную и другие зоны. Подобную проблему мог бы решить план детальной планировки города. Такой план был создан еще в 1976 г. и до сих пор не устарел. Сумы до сих пор не достигли тех показателей, которые им предусматривались. Согласно плану, например, на перекрестке ул. Харьковской и Парижской коммуны должна была появиться транспортная развязка и дорога, которая бы соединяла ул. Харьковскую с ул. Черепина. Сейчас это уже невозможно - земельные участки розданы под заправку, автосалон, ресторан. Вот вам в недалеком будущем и транспортная проблема…
r: Несколько лет назад пытались разработать план корректировки детальной планировки центральной части города, потратили немалые средства, но произошел скандал - и все затихло…
Н.И.: Скорее всего, суть произошедшего была в нереальности поставленной перед разработчиками цели - в итоге бюджетные средства просто разошлись между ними без всякой пользы для города.
r: В последние годы городские власти неоднократно пытались застроить центральный городской парк - основную рекреационную зону города. Как вы относитесь к таким инициативам?
Н. И.: Парк должен оставаться парком – это рекреационная зона. Застроить его - совершить непоправимую ошибку. И так здесь появился стадион «Юбилейный»… Да, в 80-е годы прошлого века мы предусматривали постройку спортивных сооружений в пойме Псла - но на участке от артучилища до ул. 20 лет Победы. А здесь могло быть тренировочное поле, но не капитальные сооружения. Одна из причин нынешней градостроительной ситуации в том, что уровень главных архитекторов города последних лет ограничен их образованием. Полтавский институт инженеров сельского строительства не мог подготовить специалиста-градостроителя для большого города.