Тайна Ридигера всея Руси
В интервью ("Известия" 10 декабря 2002г.) Алексий II пересказывает уже
не единожды рассказанную им свою биографию (в частности, "Собеседнику" 5 мая
2002 г.), перемежая свой рассказ трогательными деталями: "В 1943 году в
Таллине мне довелось помогать отцу-священнику, который окормлял русских
военнопленных. Но это были фашистские концентрационные лагеря". И далее
поясняет: "Епископ Нарвский Павел добился согласия немцев на духовное
окормление заключенных и помощь им продуктами и одеждой. ::. Мой отец горячо
поддержал Владыку и едва ли не ежедневно стал бывать в лагерях. Псаломщиком
отец, как правило, брал с собой будущего митрополита Таллинского и всей
Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником - меня". Затем, усиливая накал,
продолжает: "В бараке нам выделяли комнату или просто отгораживали закуток.
Там ставили переносной престол, на котором и совершались богослужения.
Многие пленные просили их окрестить, никому из них не отказывали. Особенно
жалко было детей - перепуганных, голодных. С одним из них, Василием
Ермаковым, я познакомился ближе". Кого не заденет этот рассказ об ужасах
войны и духовном подвиге юноши Алёши и его папы-священника? А Алексий
продолжает: "Особенно жаль было детей. Иногда местным жителям удавалось
уговорить коменданта и взять кого-то из обреченных ребятишек в свои семьи.
Вот и нам таким образом удалось спасти пятнадцатилетнего Васю Ермакова и его
сестренку, а также семьи священников Василия Веревкина и Валерия
Поведского". Всё замечательно, сердце кровью обливается, даже как-то и не
хочется задумываться о некоторой нескромности рассказчика, повествующего о
своём и своего папы духовном подвиге. Но также возникает и ощущение
нелогичности, какой-то недостоверности. Много очень много несуразностей; как
так немцы, с одной стороны, загребают в облаву о. Василия Верёвкина и о.
Валерия Поведского и отправляют в концентрационный лагерь, а с другой
стороны, другому священнику Ридигеру-старшему позволяют ходить в этот
лагерь, совершать богослужения, носить продукты? А к мальчику Васе Ермакову,
который учился вместе с Ридигером и стал священником, мы ещё вернёмся.
Вдруг в последнем интервью "Известиям" Алексий вспоминает о своем
близком знакомстве с неким Александром Киселевым, называя его "последним
человеком, говорившем мне "ты"". Собственно, Ридигер много фамилий в разных
своих воспоминаниях называет, однако почему-то в других интервью с
патриархом до сих пор о протопресвитере Александре Киселеве не было вообще
никаких упоминаний, нет ни слова о Киселёве и в официальной биографии
Алексия от РПЦ, а вот тут внезапно вспомнил: "Отец закончил
богословско-пасторские курсы, был рукоположен во диакона. Служил в храме
Святителя Николая, где настоятелем тогда был священник Александр Киселев".
Как сообщает Алексий корреспонденту "Известий", оказывается, они с ним,
единственным человеком были на "ты": "С отцом Александром я был знаком с
юных лет, когда мальчиком помогал ему на богослужениях. Потом судьба его
сложилась непросто. В конце войны он уехал из Эстонии. Ни я, ни мои родители
ничего о нем не слышали. И вот однажды, когда, будучи уже архиереем, я
оказался в служебной поездке в Америке, мне в гостиницу вдруг позвонил отец
Александр и пригласил к себе в церковь. Встреча была очень трогательной.
Обнялись, расцеловались... На какое-то время онемели. А потом погрузились в
щемящие для каждого общие воспоминания: я - о детстве, он - о родине". После
прочтения этих строчек у читателя по идее должны навернуться слёзы,
настораживают только слова: "В конце войны он уехал из Эстонии". Как так
уехал и даже наши войска не подождал? Вот здесь мы и подходим к самому
главному.
Краткая официальная биографическая справка в РПЦ о Киселёве выглядит
так:
"Отец Александр родился 7 октября 1909 года в Тверской губернии. В
1918 году после гибели отца от рук большевиков его вывезли в Эстонию. Там он
окончил семинарию, после чего был рукоположен в священный сан. Отец
Александр служил в Нарве, затем в Таллине. Известно, что там в алтаре ему
прислуживал будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда еще
Алеша Ридигер. В эмиграции Киселева он поддерживал Русскую Православную
Церковь Заграницей, длительное время о. Александр жил в Германии и Америке.
С началом перестройки о. Александр вернулся в Россию и перешел под
юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По
возвращении он жил в Донском монастыре. 3 октября 2001 года в Москве, в
Донском монастыре, не дожив всего нескольких дней до 92 лет, отошел ко
Господу протопресвитер Александр Киселев, старейший священнослужитель
Русской Православной Церкви". Факты в общем-то банальные, однако почему при
жизни отца Александра Ридигер нигде и никогда не вспоминает о нем, а первые
признания о столь близком знакомстве поступают только после смерти клирика?
Все проясняется достаточно быстро, стоит лишь ответить на вопрос: а кто
вообще такой протопресвитер Александр Киселев?
Ни одна из биографий отца Александра как-то не акцентирует внимания на
том, что
Киселев был духовником А.А.Власова, перешедшего к гитлеровцам
генерала Красной Армии и главы Русской освободительной армии - РОА.
О Власове и власовцах написано много. Мы не ставим своей задачей
осуждать никого из солдат РОА, ни из её офицеров младшего и среднего звена.
Окажись любой в то время, трудно сказать, кто как бы поступил, и что
подвигло некоторых на сотрудничество с немцами. Однако мотивы предательства
генерала, цели его ближайших сподвижников - это уже несколько иные вещи. Эти
"командиры" не могли не знать, чему должна была служить РОА. Мы постараемся
быть максимально объективными в этой оценке и дадим слово великому русскому
философу, жившему и работавшему в эмиграции и не имевшему основания любить
коммунистов: "Цель Германии была совсем не в том, чтобы "освободить мир от
коммунистов", и даже не в том, что бы присоединить восточные страны, но в
том, чтобы обезлюдеть важнейшие области РОССИИ и заселить их немцами"
(И.А.Ильин Собр. Соч. М. "Русская книга" 1993 г. т.2 с. 11). Это к вопросу о
том, чему должна была помочь РОА.
О Власове же научное издание ("Бол. Рос. энц.". Санкт-Петербург.
"Норинт". 1997, с. 211) даёт такую справку:
ВЛАСОВ Ан. Ан. (1901-1946) - Ген.-лейт. (1942). С 1920 г. в Кр. Армии.
В ВОВ командовал корпусом и армией, зам. Ком. Волховским фронтом,
командующий 2-й Ударной армией. (Волх. Фронт), оказавшейся весной 42-го года
в окружении. Попал в плен, возглавил "Комитет освобождения народов России"
(КОНР) и "Русскую освободительную армию" (РОА), составленную из
военнопленных (офицеры и солдаты РОА наз. "власовцами"). В мае 45-го г.
захвачен советскими частями. По приговору военной коллегии Верховного суда
СССР повешен.
Вот духовное управление этого самого КОНР и возглавлял милый Алексию
II человек о. А. Киселёв, более того, он выступал на съезде этого КОНР в
Берлине 18 ноября 1944 года в так называемом "Европейском доме". Сказал он,
в частности, и такие слова: "У кого из нас не болит сердце при мысли, что
святое дело спасения Родины связано с необходимостью братоубийственной
войны - ужасного дела:.." Закончил же свою речь о необходимости поддержать
Германию словами: "ВОЙНА ЕСТЬ ЗЛО, НО ОНА БЫВАЕТ ЗЛОМ НАИМЕНЬШИМ И ДАЖЕ БЛАГИМ. Именно таково положение в сегодняшний исторический день".