Вин-чун, англ. Wing Chun, 咏春 — китайская школа ушу. Название «Винчунь» — кантонское произношение, произношение на путунхуа — Юнчунь, устоявшийся перевод — «Вечная весна».
Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу. Бой в Вин чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи шоу) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно увязаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.
Краткая история стиля
Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь. Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны ("вэньчуньтан" на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).
Однако, в 1930-40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря "Южный Шаолинь" не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом "рыцарском" романе "Вань нянь Цин" ("10.000 лет здравствовать императору династии Цин!" - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т.д. и т.п.
Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы "Красная джонка". В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как "юнчунь ван" ("король винчуня"). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.
Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Мань на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь (Ип Ман) принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где учат упрощенному рукопашному бою, выдавая это за истинное наследие стиля.
Известные сегодня ветви стиля
Фуцзянь вэнчунькуэн (кулак вечной весны из провинции Фуцзянь).
Фунг Сю-Чин вэнчунькуэн (кулак вечной весны Фэн Шаоцина).
Футсао винчунькуэн (кулак восхваления весны рук Будды).
Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и внутренних систем семьи Фу.
Гулао винчунькуэн (кулак восхваления весны деревни Гулао).
Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления весны с корпусом, повернутым боком).
Хайбань винчунькуэн (кулак восхваления весны из оперы).
Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Хуан)).
Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Ху)).
Чжи Шим вэнчунькуэн (кулак вечной весны Чжишаня).
Цзю Вань винчунькуэн (кулак восхваления весны Цзю Ваня).
Ли Шинг винчунькуэн (кулак восхваления весны Ли Шина).
Леунг Ган-Мун винчунькуэн (кулак восхваления весны Лян Гуанманя).
Малайский вэнчунькуэн.
Наньян винчунькуэн (кулак восхваления весны стран Юго-Восточной Азии).
Пань Нам вэнчунькуэн (кулак вечной весны Пэн Наня).
Пао Фа Льен вэнчунькуэн (кулак вечной весны Лю Дашэна).
Вьетнамский винчунькуэн.
Ип Мань винчунькуэн (кулак восхваления весны Е Вэня, Ип Мана на катоноском наречии).
Юэнь Кай-Сань винчунькуэн (кулак восхваления весны Жуань Цишаня).
Технические особенности стиля
Отличительной чертой винчунь являются упражнения "тьешоу" ("chi-sau") - "липкие руки", благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы.
Бой бойцы винчуня ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а еще лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Ударов ногами в стиле немного, они используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.
Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и т.н. "ножи-бабочки" (два ножа, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой). В других версиях встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.
В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - "маленькая идея", "наведение моста" и "нацеленные пальцы". В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.
Для подготовки к реальному бою помимо упражнений "чисао" используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене ("деревянном человеке").