В этой статье расcмотрится несколько новый подход к проблеме игры андеда против эльфа. Некоторые положения могут вызвать недоверие и, даже, недоумение. Как и анализ любой проблемы, здесь нет уверенности в окончательной истине, но, при продвижении к ней всегда есть возможность добротной дискуссии, которая и может возникнуть пост фактум. Подобная тактика довольно популярна при игре андедом, когда в соперники попадается орк. Использовать же её против ночного эльфа меня вдохновил просмотр реплей пака Ghost.Satellite, а также беседы об её нюансах с ним впоследствии. С учетом патча тактика подверглась некоторым доработкам. Самым первым эту идею (когда только что вышел TFT) попытался осуществить известный теоретик игры за нежить – Durandal, правда вскоре он отказался от этой тактики, по причине сильного эффекта от взрыва виспов эльфа. После того, как в одном из патчей виспы были ослаблены, он не решился вернуться к своей стратегии, главным образом, потому что тогда проблемой №1 был активно используемый эльфами Beast Master, - в то время опровержение его с помощью Crypt Lord’a казалось несостоятельным. В данный момент, после ряда патчей ситуация изменилась, и некоторые идеи Durandal’овской тактики получили почву для реализации. Неожиданность, неприспособленность эльфа играть против пауков а также очень высокая эффективность стрелкового урона и проклятия баньш против эльфа и дают замечательные результаты. Одним из оснований для данной тактики является любопытный факт – если одновременно свести в бою двух одинаковых юнитов, но на одном нет заклинаний, а на другом одновременно Проклятие и Кровожадность (BloodLust), то последний проиграет. А ведь проклятие – это первое заклинание баньши, для него ничего не надо исследовать, в то время как получение заклинания BloodLust требует солидных затрат ресурсов. Поэтому баньша становится очень сильным юнитом в середине игры. Начну с рассмотрения порядка постройки за андеда.
У игроков, использующих данную тактику, можно пронаблюдать несколько видов Build order’ов (далее BO), я своем изложении я буду ориентироваться на свой, кратко обращая внимание на особенности других BO. ( Отдельные моменты при описании данного BO заимствованы мною из одной моей статьи. Так как начало в обоих случаях одинаковое, мне этот момент не кажется принципиальным ).
1.Порядок постройки строений хоть и важен, но практически всеми давно выучен наизусть. Барак – Зиггурат – Кладбище - Алтарь-2ой Зиггурат - Башня Неруба - Магазин. (Плюсы башни Неруба очевидны – с ней вы легко отобьетесь от атаки эльфийского героя, не потеряв при этом ни одного культиста). Для добычи дерева нам потребуется 3 гуля.
2. В качестве первого героя, что немаловажно для успешного использования тактики, берется Crypt Lord ( далее CL ). Пожалуй, именно этот пункт может вызвать наибольшие возражения у играющей публики. Так как если развивать в нем способность по использованию жучков, то вроде бы на это легко находится лучшее возражение эльфов – диспел с помощью виспов. Вторая проблема - подлечить пауков на начальной стадии с помощью Рыцаря Смерти ( далее DK ) не получится. Если же развивать в Crypt Lord’e способность impale, то на первом уровне это почти не даст результатов – урон слабый, оглушение недолгое, да и маны у CL маловато будет. Использовать CL в данной тактике мы будем именно в первом смысле. Жучки хороший щит при крипинге, имеют высокий урон против лучников ( а именно их любят брать эльфы против пауков – броня хантресс не позволяет на равных бороться с пауками ). Что касается диспела….Лишь на начальном этапе получается использовать виспов эффективно. Жучки имеют мало хитпоинтов и небольшой размер. Одним виспом удается задиспелить чуть ли не всех жучков сразу. Но, во-первых, жучков, при приближении виспа, можно отводить. Фокусируя огонь на приближающемся виспе, мы сможем сохранить жучков в живых. Во-вторых, при получении CL жучков второго уровня, справиться с ними так уж легко не получится – и не убиваются они за один раз, и всех задеть непросто. CL же первым героем служит очень хорошим щитом паукам и не будет так быстро погибать от сфокусированного огня и заклинаний эльфа, как это неизменно случается с DK.
3.Идем крипиться, имея 4х жучков, 2х скелетов, Крипт Лорда и 2х пауков. Прошу заметить, что это уже немалая армия и мы вполне способны справиться с небольшой группой средних (обозначенных на карте оранжевой точкой) крипов. Как накапливаются ресурсы – делаем апгрейд некрополиса
4. Когда апгрейд некрополиса готов, заказываем второго героя – Рыцаря Смерти и закладываем два строения – Храм и Мясобойню. Число пауков советую на данный момент довести до 6ти ( больше к этому времени вряд ли и получится). В Мясобойне закладываем 2 статуи, в Храме 2 баньши.
5.Наша армия готова. Итак: Крипт Лорд + Рыцарь смерти; 6 пауков; 2 баньши; 2 статуи. Учтя 3х гулей и 5 культистов получаем 49 лимита, хотя сейчас оставаться, не расходуя на содержание длительный период, стало немодно, подобные тенденции практически изжили себя на заре Frozen thron’а. Если вы все сделали правильно, а, следовательно, и быстро, немедленно атакуем противника (неплохим вариантом будет заложить ещё пару баньшей и пауков для подкрепления армии во время боя).
Резюмируя всё вышесказанное обратим внимание на характер нашего поведения в первой половине игры ( то есть до получения tier 2 войск и второго героя ). Наша задача – крипиться как и где только возможно. CL высокого уровня – залог нашей победы. Не всегда эльф дает это делать, постоянно ловя на крипинге или атакуя слабо защищенную базу. Против первого могу посоветовать лишь одно – попытайтесь выбирать маршрут крипинга нестандартно, так чтобы эльф не догадался, где именно вы сейчас находитесь. Учтите тот факт, что с жучками и скелетами вы сможете побеждать сильных крипов, атаковать которых с DK у вас бы рука не поднялась. Эльф, чаще всего, не ожидает вас там встретить, и не атакует эти места. Впрочем, всегда есть возможность и убежать. От атаки же на базу вам помогут башни. Одна у вас есть по умолчанию, вторую вы всегда можете добавить, если эльф слишком настырен. Основной же интерес для нас представляет середина игры, где и планируется развернуть активные боевые действия. Не опасайтесь того, что эльф построит экспеншн, пока его действия не должны вас волновать. К моменту атаки на эльфа, за счет второй базы он вряд ли получит очень много дополнительных ресурсов, а вот в развитии поотстанет. В финансовом отношении мы догоним его после, резко уменьшив эльфийскую популяцию рабочих .
. До атаки настоятельно рекомендуется исследовать возможность применения заклинания Anti-magic ( далее АМС ) баньшам. Это сильно снизит атакующий потенциал врага, особенно это актуально, если главным героем противника является Warden – АМС сбережет ваших героев.
У вас должен быть небольшой избыток ресурсов – можете использовать их по вашему желанию ( сделать апгрейды войскам, заложить апгрейд цитадели ). Я предпочитаю в таком случае построить expansion. Эльф будет связан вашей атакой и у него не будет времени помешать постройке дополнительной базы. Если же ваша первая атака не будет успешной вы всегда сможете, использовав большее количество ресурсов по сравнению с эльфом, подобрать нужную армию. Важным моментом является исследование закапывания паукам – очень помогает против сфокусированного огня (почему-то этим апгрейдом пренебрегает большинство игроков, в том числе и высокого уровня, на мой взгляд, совершенно необоснованно – в мелких и средних стычках на 40-60 лимита он очень полезен). Не забывайте выкапывать их обратно, после того как они немного подлечились. Выбирая цель для атаки, советую проверить все возможные места экспанда эльфа – именно они являются наиболее незащищенными по причине отсутствия магазина и колодцев. Далее я рассмотрю наиболее популярные комбинации эльфа в ответ на нашу тактику.
Warden+Demon Hunter; лучницы+талонцы. Очень популярная тактика. Суть её – фокусирование огня на пауках, с постепенным их вырезанием Особого значения, какой герой у эльфа первый, какой второй, есть ли Кипер вместо Demon Hunter’a для нас нет. Задача проста – фокусируем огонь пауками на талонцах в первую очередь. Закапываем и лечим паука на котором сосредоточен огонь ( если у эльфа есть Кипер, то закопать захваченного корнями паука у вас не выйдет. Что ж, один совет – лечить его DK. Ваша атака пауками много сильнее, и вы должны быстрее уменьшать его армию, чем он вашу. Зато в армии противника не будет Demon Hunter’a и никто не будет выпивать ману из ваших героев ). Жучков желательно отправить бить лучниц. Героев противника не трогаем – Warden не столь страшен из-за примененного вами АМС на героях. Обычно, подобная армия эльфа редко вызывает трудности. Здесь эльф может победить лишь в том случае, если в самом начале игры ему удалось безвозмездно завалить у вас пару пауков или, поставить экспеншн и накопить огромную армию лучниц и талонцев, а вы в свою очередь где-то промедлили.
Warden+Demon Hunter; гиганты+дриады+лучницы. Эта эльфийская компания куда посильнее ( замечу, что добавить талонцев в такую армию обычно для эльфа на данном этапе накладно. Это же середина игры и тут бережется каждый ресурс ). Гиганты опасны не только своими воплями, отвлекающими вашу армию от поставленных целей, но и запасом здоровья, хорошей защитой против стрелкового урона и сильным уроном по паукам. На самом деле, хоть и выглядят эти парни внушительно, они вполне добродушны, мухи не обидят. Особенно, если в процессе их перевоспитания мы сыграем важную роль. Дабы показать им пример добродушия, мы не будем трогать гигантов – нашей целью атаки в первую очередь будут являться дриады ( обычно их не столь много ). Они погибнут мгновенно от нашего огня. Лучницы же отправятся к праотцам сразу вослед. Не обращайте внимания на истерические вопли гигантов – они лишь сожалеют об утрате своих друзей таким грубым образом. Перенаправляйте пауков после каждого выкрика. Обычно, учитывая дороговизну гигантов, остальная армия эльфа не столь велика, сфокусированным огнем вы должны положить её быстро. После этого окружаем каждого из гигантов ( обычно их двое к этому моменту ) и вырезаем одного за другим. Как показывает практика, эта комбинация тоже не столь сильна у эльфа.
Demon Hunter+Warden; друиды медведи, дриады. Обычно такая тактика эльфа связывается с быстрым развитием Древа Жизни. Эльф рассчитывает отбиться на базе героем, колодцами и деревьями пока ваша армия не столь сильна, а потом легко разобраться с вами с помощью грозных косолапых приятелей. Основания этому есть. Урон у последних, должен заметить, немаленький, учитывая возможности рева, которые пробуждают ярость в рядах эльфийских собратьев. Помимо названных неприятностей, отмечу возможности лечения, трансцендентально заложенные вглубь друидской сущности. Впрочем, и всё это легко контрится. Наши плюсы – так как нападаем мы рано, медведей не будет очень много по определению, а когда их мало – они не столь опасны (медведи, без сомнения, стадные животные…в одиночестве чувствуют себя неуютно). К тому же, наши герои, должны быть лучше прокачены – у эльфийских героев не было поддержки при крипинге, мы же могли закрипить неслабых монстров. А мешать нам крипиться не столь просто – пару геров прогнать не составит труда. Наша задача – фокусировка огня по медведям. Не забывайте, что баньши по ним наносят неслабый урон. Можно и дриаду убить, если ненароком появилась не в том месте, но начинать с них не советую – они стоят позади армии, и убить их в первую очередь чревато получением солидного урона от медведей. Развиваться же в tier3 ради исследования баньшам possession не советую – и захватить непросто будет, и времени много потеряете. Пауки, герои и баньши должны здесь победить. Если же ваша игра затянулась, то для вас просто необходимо добавить к армии нескольких tier3 юнитов ( Abominations, Destroyers) – друиды-медведи в большом количестве уже крайне опасны для пауков.
Beast Master + что угодно. Beast Master ( далее BM ) обладает некоторыми особенностями, которые нужно учесть. Чаще всего его используют либо с лучницами и талонцами, либо с гигантами и лучницами. Наиболее опасный вариант его развития – медведи и кабаны. Птица почти не опасна для вас, кабаны в принципе тоже. Медведи же, на высоком уровне, это и хороший щит, и возможность оглушить. Могу вам посоветовать фокусировать именно на медведях свой огонь. БМ к моменту вашей атаки ещё не ,будет сильно прокачен. Трудности он может представлять лишь на 5ом уровне.
Раш: Кипер+масс хантресс Вновь входящая в моду тактика. Опасность для вас заключается в том, что, игнорируя развитие, эльф получает хантресс много больше, чем вы пауков. Классический вариант поведения эльфа – резкая атака Кипера и 3-5 хантами вас на крипинге, далее застройка башнями и подвод баллист. В реплей паке, приложенном к статье, есть демка на тему того, как от всего этого отбиться. Если вы развились до tier 2, то, добавив баньш и труповозок, вы справляетесь и с этой тактикой.
Warden+Demon Hunter; гиганты. Самая неприятная контртактика. Эльф идет в развитие и экспеншн – очень скоро он получает армию из 5-6 гигантов и неплохо прокаченных героев ( вместо DH часто берут какого-нибудь другого героя ). Проблема заключается в том, что у пауков фактически отсутствуют цели – гиганты практически непроницаемы для пауков и баньш, направлять же огонь на героев противника тоже весьма затруднительно – постоянный крик гигантов мешает этому. Ещё к особенностям тактики эльфа замечу, что он может делать вылазки на вашу базу – гиганты с дубинами мгновенно могут снести вам пару важных строений или нычку. Эльф использует гигантов лишь для того, чтобы отконтрить баньш и пауков в середине игры – далее он добавляет химер, мишек и дриад. Работает эта тактика фактически лишь на одной карте – Gnoll Wood, на всех остальных эльфу не так просто успеть везде сразу. К тому же именно на этой карте герои могут прокачаться до самых высоких левелов – а варден + БМ и его звери или панда со своими спеллами могут легко убивать ваших пауков. Лучшим возражением со стороны андеда, я считаю, будет установка экспеншена примерно в одно с эльфом время или чуть позже и быстрое развитие в тиер 3. Дальше вы строите Abominations и Wyrms.
Возможны и другие комбинации эльфов, помимо названных. Как правило, они менее эффективны – добавить к арчерам 1-3 медведей почти бесполезно, а ресурсы уйдут. Добавить гигантов к медведям тоже бессмысленно - медведей будет мало, а прока в гиганте никакого. Добавление хантресс тоже мало что может дать – несмотря на их улучшенный урон по паукам, они мгновенно погибают в свою очередь от атаки последних. Если противник построил химер - в сетку их, и, фокусируя огонь, легко расстреливаем. Обращу ваше внимание лишь на ещё одного неприятного юнита эльфов – волшебного дракончика. 2-3 дракончика очень опасны для ваших статуй и для баньш. Выхода два, первый – накладывать АМС на всех кастеров предварительно, второй – исследовать сетку паукам и захватывать дракончиков. Далее можно их в первую же очередь и расстрелять ( броня им мало поможет ), но ещё возможно и просто отойти за радиус их действия.
Всё вышеописанное касается середины игры, в которой нежить, как казалось ранее, имеет некоторые слабости. Обычные тактики нежити рассчитаны на применение способностей и войск после последнего апгрейда некрополиса. Весьма вероятно что вы не победите после первой же атаки в середине игры, ваша цель иная – получить позиционное преимущество, уничтожив вторую базу противника ( если таковая есть ) и ослабив его армию, в то время как у вас работает ваша вторая золотодобывающая шахта. В дальнейшем, если сразу уничтожить эльфа не удалось, вам лучше сделать второй апгрейд некрополиса. Далее, в зависимости от армии противника, весьма неплохо будет добавить несколько Abominations или даже Frost Wyrms, которые не только будут замедлять убегающую армию противника, но и мгновенно убивать опасных для вас Друидов-медведей и summons Beast Master’a. Если противник активно использует талонцев или медвежий рев, то весьма эффективны будут Destroyers ( к тому же они полностью контрят Хранителя Рощи ( KoTG)). В любом случае, то преимущество, которое вы получаете в середине игры за счет данной тактики, использовать впоследствии не составит особого труда.
В заключение отмечу практическую эффективность тактики ( ведь хочется узнать обо всем в цифрах ). С момента её активного использования прошло уже два с половиной месяца – процент побед в районе 80%. Поражения обычно связывались либо с неудачной игрой в самом начале, либо с использованием тактики масс гигантов. К статье прилагается реплей пак, где всё это можно оценить. Со всеми стандартными видами развития эльфов эта тактика борется без особых проблем. Как я уже сказал, суть её в огромной эффективности стрелкового урона пауков против эльфа и ослабляющей врага силе проклятия баньш. Дриады же, которые могли бы бороться с проклятием, легко подавляются пауками. Crypt Lord и жучки имеют значение как прикрытие, да и урон у них немаленький. Диспела виспами не хватит, в любом случае они малополезны уже во время самой битвы. Удачных побед «немертвым» друзьям!