Ответ: Туринская плащаница
Туринскую плащаницу мог изготовить Леонардо да Винчи
Накануне Рождества во всем христианском мире обостряется интерес к различным религиозным реликвиям. Без сомнения, главной и одновременно самой загадочной христианской реликвией является так называемая Туринская плащаница, в которую, согласно легенде, ученики завернули тело Христа снятия с креста. Споры о подлинности плащаницы, сохранившей очертания тела и портрет человека, не стихают с момента ее появления в Европе в XIV веке. В ХХ столетии к разгадке ее происхождения подключились ученые. И год от года научные манипуляции над плащаницей становятся все изощреннее. В итоге она приобрела новую ценность - как реликвия, воплощающая прогресс науки. В последние годы Туринской плащаницей заинтересовались даже в таком далеком от теологических споров учреждении, как Институт криминалистики ФСБ.
После того как Иосиф Аримафейский завернул тело учителя в саван, следы плащаницы потерялись. Историкам в последние годы удалось проследить ее гипотетический путь по Турции и Византии, обнаружить упоминание о ней при разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году. Возможно, в Европу она была вывезена рыцарями-тамплиерами, на что косвенно указывает тот факт, что первым не вызывающим сомнения обладателем реликвии стал Годфри де Шарне, родственник приора ордена в Нормандии Жоффруа де Шарне, взошедшего в 1314 году на костер вместе с главой ордена Жаком де Моле. В 1356 году Годфри де Шарне погиб в битве при Пуатье и навсегда унес с собой тайну приобретения плащаницы. В 1578 году плащаница попала в Турин, где хранилась в кафедральном соборе Св. Джиованни Батиста (Иоанна Крестителя) до апреля 1997 года, когда чуть было не пострадала при пожаре. С тех пор реликвия хранится в более безопасном месте. Ее, к слову, мало кто видел: за столетие она выставлялась всего четыре раза. Последний раз на всеобщее обозрение ее представили во время смены тысячелетий.
Надо сказать, что подлинность плащаницы долго ставилась под сомнение самой Церковью, которая крайне скептически относится к всевозможным чудесам и соглашается на их канонизацию редко и после долгих сомнений. Еще в XIV веке епископ Труа добился запрещения на показ сомнительной реликвии. Спустя некоторое время епископ Льежа осудил тех, кто выдает плащаницу за настоящую. Папа Климент VII требовал предупреждать верующих, что речь идет всего лишь о нарисованном на покрывале изображении. Начиная с XVI века плащаница стала объектом всеобщего поклонения, к ней устремилось множество паломников, и Церковь сочла за лучшее поубавить свой скептицизм. Об этом полезно помнить тем церковным радикалам, кто сегодня обвиняет ученых, исследующих Туринскую плащаницу, в богохульстве и надругании над святыней.
По одной из гипотез, автором изображения на полотне был Леонардо да Винчи. Великий художник использовал старинное полотно и скрупулезно воспроизвел раны Христа, но придал ему собственный облик. При этом Леонардо, который был еще и гениальным инженером, сумел с помощью доступных ему средств воспроизвести фотографический эффект, так что изображение на плащанице приняло характер озадачивающего исследователей негатива. Американские ученые воспроизвели этот эффект, основываясь на приборах и веществах эпохи Леонардо. Лупа и очки известны с XIII века, нитрат серебра имел тогда широкое хождение - изобретательный человек вполне мог соорудить простейшую камеру-обскуру.
Ватикан с большой неохотой выдавал ученым небольшие кусочки савана Христа. Тем не менее удалось узнать очень многое. Радиоуглеродный анализ, выполненный многократно и в разных лабораториях (Оксфорд, Цюрих, Аризона), датирует возраст плащаницы безжалостно и однозначно - XIII-XIV века. То есть именно тогда, когда покрывало неизвестно откуда объявилось в руках славного рыцаря Годфри. Но анализ ткани и впитавшейся в нее пыли показал, что покров выткан из смеси льна с хлопком, что характерно для Ближнего Востока, а частички цветочной пыльцы принадлежат растениям, выросшим на берегах реки Иордан. НАСА, обнаружив на ткани следы человеческой крови, выявило странную особенность: фоторепродукция с плащаницы, пропущенная через оптические анализаторы, дает объемный эффект.
Профессор Джексон из США утверждает, что изображение на ткани не нарисовано, а получено под воздействием мощного облучения, которое вызвало сильное обугливание ткани и привело к появлению негативного отпечатка. Смоделировать такое облучение не получается - ультрафиолет, тепловое и инфракрасное облучение, видимый свет эффекта не дают. Остается рентген. Но даже если с рентгеном эксперименты пройдут успешно, встанет новая загадка. Откуда взялось рентгеновское облучение в древности? И почему после воскрешения Христос запрещал ученикам приближаться к себе и странно светился?
Радиоуглеродный анализ, слов нет, надежен, но и он может давать сбои. Ряд ученых указывают на то, что плащаница не раз - начиная с XIV века - попадала в пожары. При высокой температуре ионы серебра могли послужить катализатором, под воздействием которого из угарного газа в целлюлозу плащаницы могло проникнуть большое количество "молодого" углерода, что требует коррекции радиоуглеродного анализа. Математическое моделирование, выполненное в том числе в России, увеличивает возраст плащаницы до требуемых 2 тысяч лет. Но для окончательной проверки этой версии требуется эксперимент, имитирующий условия пожара.
На это Ватикан вряд ли пойдет.
Сергей ЛЕСКОВ
You must be registered for see links
24.12.2003