Босса-нова

Travis

Dazed and Confused
Босса-нова (bossa nova) появилась в конце 50-ых годов XX века, и не утратила своей поулярности поныне. Этот музыкальный стиль объединяет в себе гармонику джаза, перкуссионнные римты бразильской самбы и более медленного и спокойного варианта самбы - пагоде.

Международную популярность этот стиль получил в 1963 году благодаря всемирно известному хиту «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema» или «The Girl from Ipanema») композитора Антонио Карлоса Жобима (известного под псевдонимом Том Жобим) – основоположника этого музыкального стиля и поэта Винициуса де Мораеса. По легенде, поэт и композитор написали эту песню случайно, сидя за столиком в кафе недалеко от пляжа, и наблюдая за проходящими мимо красавицами.

Если вы приедете в Рио, вам непремено покажут то легендарное кафе в районе Ипанема, где сохранился даже тот столик, за которым была написана песня. Конечно, в этом кафе звучат неспешные ритмы босса-новы.

Неторопливая, лиричная мелодия «Девушки с Ипанемы» завораживает слушателей и сегодня. В Рио де Жанейро эта песня настолько популярна, что в 2003 году город отпразднивал 40-летие «Девушки с Ипанемы». Шоу-программа была подготовлена с таким размахом, что относительно небольшой пляж Ипанема не смог вместить всё, и праздник проходил на соседнем пляже – Копакабана.

Вслед за «Девушкой с Ипанемы» границы Европы и Северной Америки перешагнули песни «Корковаду» («Corcovado»), «Самба одной ноты» («One Note Samba»), «Дезафинадо» («Desafinado»). В начале 60-х годов босса-нова закрепилась в верхних строчках американского хит-парада, а к началу 70-х стала визитной карточкой бразильской музыки во всем мире.

Само название «босса-нова» связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «босса», которое означало примерно то же, что русское «фишка» (особенность, яркая черта). Таким образом, название этого музыкального жанра переводится как «новая фишка» или, буквально, «новый стиль».

Во всем мире босса-нова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Грациозные, лиричные, эмоциональные мелодии бразильского композитора Тома Жобима стали в 60-ые годы настоящей альтернативой традиционному джазу. В Северной Америке и Европе появилось «усредненное» музыкальное направление «босса-джаз». Босса-нова для джазменов явилась неким смягчающим средством, став привлекательным моментом в борьбе джаза за выживание в середине 60-х годов.

Одной из самых выдающихся проводниц культуры «босса-нова» на Запад стала бразильская вокалистка Аструд Жилберту. Скромное обаяние ее голоса, простая, без лишних вибраций исполнительская техника покорили слушателей всего мира. До сих пор ее сдержанная и похожая на дуновение свежего ветра манера исполнения, остается визитной карточкой бразильской босса-новы.

В 80-ые, 90-ые годы появлялись новые исполнители босса-новы. В наше время, группы, играющие эту музыку, успешно гастролируют во всем мире. Хотя, повторить грандиозный успех бразильских поэтов, композиторов и певцов начала 60-ых не удалось никому. Вновь и вновь молодые музыканты исполняют «Девушку с Ипанемы», «Песню чрезмерной любви» («Canção do Amor Demais»), «Тереза да Прайа» («Teresa da Praia») и другие, прошедшие испытание временем мелодии.

О популярности босса-новы в Бразилии говорит тот факт, что день рождения композитора Тома Жобима – 25 января, объявлен всеобщим праздником – Национальным днем босса-новы (Dia Nacional da Bossa Nova).

Если, всё же, опустить историю и спросить: «так что же такое босса-нова?», можно ответить, - «это самая светлая в мире музыка». Она вызывает самые лучшие и приятные человеческие чувства, дарит хорошее настроение и побуждает нас мечтать. Слушая босса-нову, ты сразу оказываешься где-нибудь на Ипанеме или Капакабане; наблюдаешь из распахнутого настежь окна, как над Рио-де-Жанейро медленно гаснут сочные краски южного вечера, а прямо из океана волной накатывает теплая лилово-синяя ночь.
 

Travis

Dazed and Confused
Бо́сса-но́ва (также босано́ва, порт. bossa nova) — стиль бразильской музыки, представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых — байау и, в первую очередь, самба. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников. Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту.

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.

Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.
 

Travis

Dazed and Confused
Обожаемый мною стиль музыки. Мне очень приятно слушать и играть на гитаре в любое время, хотя эта музыка крайне сложна для воспроизведения в силу нестабильного ритма. Один из немногих стилей где доминируют не электрогитары, а акустики.



Вот альбом Луиса Бонфа. Думаю, многим понравится.
 

BURN

Fuego del corazón
Обожаемый мною стиль музыки. Мне очень приятно слушать и играть на гитаре в любое время, хотя эта музыка крайне сложна для воспроизведения в силу нестабильного ритма. Один из немногих стилей где доминируют не электрогитары, а акустики.



Вот альбом Луиса Бонфа. Думаю, многим понравится.
напиши название альбома хочю послушать:?
 

evg.666

mortuus
лет 10 назад попался альбомчик луиза бонфы, перепрыгнув сейчас с аудио кассеты в мп3. очень позитивная и расслабляющая музыка. латина и джаз присутствует - класс
 

Travis

Dazed and Confused


Саундтрек к прославившому самбу и босса-нову фильму Черный Орфей(1959)
 
Зверху