Travis
Dazed and Confused
Босса-нова (bossa nova) появилась в конце 50-ых годов XX века, и не утратила своей поулярности поныне. Этот музыкальный стиль объединяет в себе гармонику джаза, перкуссионнные римты бразильской самбы и более медленного и спокойного варианта самбы - пагоде.
Международную популярность этот стиль получил в 1963 году благодаря всемирно известному хиту «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema» или «The Girl from Ipanema») композитора Антонио Карлоса Жобима (известного под псевдонимом Том Жобим) – основоположника этого музыкального стиля и поэта Винициуса де Мораеса. По легенде, поэт и композитор написали эту песню случайно, сидя за столиком в кафе недалеко от пляжа, и наблюдая за проходящими мимо красавицами.
Если вы приедете в Рио, вам непремено покажут то легендарное кафе в районе Ипанема, где сохранился даже тот столик, за которым была написана песня. Конечно, в этом кафе звучат неспешные ритмы босса-новы.
Неторопливая, лиричная мелодия «Девушки с Ипанемы» завораживает слушателей и сегодня. В Рио де Жанейро эта песня настолько популярна, что в 2003 году город отпразднивал 40-летие «Девушки с Ипанемы». Шоу-программа была подготовлена с таким размахом, что относительно небольшой пляж Ипанема не смог вместить всё, и праздник проходил на соседнем пляже – Копакабана.
Вслед за «Девушкой с Ипанемы» границы Европы и Северной Америки перешагнули песни «Корковаду» («Corcovado»), «Самба одной ноты» («One Note Samba»), «Дезафинадо» («Desafinado»). В начале 60-х годов босса-нова закрепилась в верхних строчках американского хит-парада, а к началу 70-х стала визитной карточкой бразильской музыки во всем мире.
Само название «босса-нова» связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «босса», которое означало примерно то же, что русское «фишка» (особенность, яркая черта). Таким образом, название этого музыкального жанра переводится как «новая фишка» или, буквально, «новый стиль».
Во всем мире босса-нова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Грациозные, лиричные, эмоциональные мелодии бразильского композитора Тома Жобима стали в 60-ые годы настоящей альтернативой традиционному джазу. В Северной Америке и Европе появилось «усредненное» музыкальное направление «босса-джаз». Босса-нова для джазменов явилась неким смягчающим средством, став привлекательным моментом в борьбе джаза за выживание в середине 60-х годов.
Одной из самых выдающихся проводниц культуры «босса-нова» на Запад стала бразильская вокалистка Аструд Жилберту. Скромное обаяние ее голоса, простая, без лишних вибраций исполнительская техника покорили слушателей всего мира. До сих пор ее сдержанная и похожая на дуновение свежего ветра манера исполнения, остается визитной карточкой бразильской босса-новы.
В 80-ые, 90-ые годы появлялись новые исполнители босса-новы. В наше время, группы, играющие эту музыку, успешно гастролируют во всем мире. Хотя, повторить грандиозный успех бразильских поэтов, композиторов и певцов начала 60-ых не удалось никому. Вновь и вновь молодые музыканты исполняют «Девушку с Ипанемы», «Песню чрезмерной любви» («Canção do Amor Demais»), «Тереза да Прайа» («Teresa da Praia») и другие, прошедшие испытание временем мелодии.
О популярности босса-новы в Бразилии говорит тот факт, что день рождения композитора Тома Жобима – 25 января, объявлен всеобщим праздником – Национальным днем босса-новы (Dia Nacional da Bossa Nova).
Если, всё же, опустить историю и спросить: «так что же такое босса-нова?», можно ответить, - «это самая светлая в мире музыка». Она вызывает самые лучшие и приятные человеческие чувства, дарит хорошее настроение и побуждает нас мечтать. Слушая босса-нову, ты сразу оказываешься где-нибудь на Ипанеме или Капакабане; наблюдаешь из распахнутого настежь окна, как над Рио-де-Жанейро медленно гаснут сочные краски южного вечера, а прямо из океана волной накатывает теплая лилово-синяя ночь.
Международную популярность этот стиль получил в 1963 году благодаря всемирно известному хиту «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema» или «The Girl from Ipanema») композитора Антонио Карлоса Жобима (известного под псевдонимом Том Жобим) – основоположника этого музыкального стиля и поэта Винициуса де Мораеса. По легенде, поэт и композитор написали эту песню случайно, сидя за столиком в кафе недалеко от пляжа, и наблюдая за проходящими мимо красавицами.
Если вы приедете в Рио, вам непремено покажут то легендарное кафе в районе Ипанема, где сохранился даже тот столик, за которым была написана песня. Конечно, в этом кафе звучат неспешные ритмы босса-новы.
Неторопливая, лиричная мелодия «Девушки с Ипанемы» завораживает слушателей и сегодня. В Рио де Жанейро эта песня настолько популярна, что в 2003 году город отпразднивал 40-летие «Девушки с Ипанемы». Шоу-программа была подготовлена с таким размахом, что относительно небольшой пляж Ипанема не смог вместить всё, и праздник проходил на соседнем пляже – Копакабана.
Вслед за «Девушкой с Ипанемы» границы Европы и Северной Америки перешагнули песни «Корковаду» («Corcovado»), «Самба одной ноты» («One Note Samba»), «Дезафинадо» («Desafinado»). В начале 60-х годов босса-нова закрепилась в верхних строчках американского хит-парада, а к началу 70-х стала визитной карточкой бразильской музыки во всем мире.
Само название «босса-нова» связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «босса», которое означало примерно то же, что русское «фишка» (особенность, яркая черта). Таким образом, название этого музыкального жанра переводится как «новая фишка» или, буквально, «новый стиль».
Во всем мире босса-нова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Грациозные, лиричные, эмоциональные мелодии бразильского композитора Тома Жобима стали в 60-ые годы настоящей альтернативой традиционному джазу. В Северной Америке и Европе появилось «усредненное» музыкальное направление «босса-джаз». Босса-нова для джазменов явилась неким смягчающим средством, став привлекательным моментом в борьбе джаза за выживание в середине 60-х годов.
Одной из самых выдающихся проводниц культуры «босса-нова» на Запад стала бразильская вокалистка Аструд Жилберту. Скромное обаяние ее голоса, простая, без лишних вибраций исполнительская техника покорили слушателей всего мира. До сих пор ее сдержанная и похожая на дуновение свежего ветра манера исполнения, остается визитной карточкой бразильской босса-новы.
В 80-ые, 90-ые годы появлялись новые исполнители босса-новы. В наше время, группы, играющие эту музыку, успешно гастролируют во всем мире. Хотя, повторить грандиозный успех бразильских поэтов, композиторов и певцов начала 60-ых не удалось никому. Вновь и вновь молодые музыканты исполняют «Девушку с Ипанемы», «Песню чрезмерной любви» («Canção do Amor Demais»), «Тереза да Прайа» («Teresa da Praia») и другие, прошедшие испытание временем мелодии.
О популярности босса-новы в Бразилии говорит тот факт, что день рождения композитора Тома Жобима – 25 января, объявлен всеобщим праздником – Национальным днем босса-новы (Dia Nacional da Bossa Nova).
Если, всё же, опустить историю и спросить: «так что же такое босса-нова?», можно ответить, - «это самая светлая в мире музыка». Она вызывает самые лучшие и приятные человеческие чувства, дарит хорошее настроение и побуждает нас мечтать. Слушая босса-нову, ты сразу оказываешься где-нибудь на Ипанеме или Капакабане; наблюдаешь из распахнутого настежь окна, как над Рио-де-Жанейро медленно гаснут сочные краски южного вечера, а прямо из океана волной накатывает теплая лилово-синяя ночь.