Пирамида или законный бизнес?
Эксперты отмечают, что потенциальные покупатели куда больше доверяют многочисленным фирмам, которые предлагают ссуду на покупку недвижимости, автомобилей и сельхозтехнику по более низким процентам, нежели банки. Скажем, сегодня пользуется огромной популярностью система покупки автомобилей и других товаров в группе. Суть её в том, что несколько десятков человек, которые собираются купить один и тот же товар, объединяются в группу, вносят ежемесячно в общую кассу определённую фиксированную сумму и покупают товар кому-то одному. В следующий месяц очередь подходит к другому участнику и так далее до тех пор, пока все члены «коллектива» не получат товар. Функционирование подобных услуг чем-то напоминает советскую кассу взаимопомощи. Среди фирм, которые работают с большим размахом и чьими услугами пользуются тысячи украинцев, можно выделить такие: АІСЕ – Украина (известная в народе как система «Автоплан»), «Автоклуб», Жилищный альянс», «Жилищная перспектива». Законность существования этих компаний уже не раз обсуждалась, и даже вызывала интерес правоохранительных органов, но пока нет ни одного закона, в котором не то, что регулировалась, а хотя бы просто упоминалась подобная деятельность. Даже попытка Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг вывести из тени эти фирмы не увенчалась успехом.
Между тем, по всем признакам мы имеем дело с особым видом финансовой пирамиды, таким себе замаскированным «лохотрончиком». Рекордное число жертв, пострадавших от деятельности этих компаний, главное тому подтверждение – по неофициальным данным, их уже несколько тысяч. Например, масштабы автомобильного лохотрона, в котором заёмщики обвиняют систему «Автоплан», впечатляют. Поток возмущенных жалоб поступает со всех уголков Украины. Несмотря на заманчивую рекламу, гласящую о том, что при минимальном количестве документов, необходимом при оформлении и небольшой сумме ежемесячной оплаты, можно быстро получить машину, тысячи граждан, которые решились стать участниками этой системы, сетуют, что их попросту «развели» на деньги. Один из пострадавших даже решился создать специальный сайт для потенциальных покупателей под названием «АнтиАвтоплан», где в детальных расчётах расшифровал все финансовые хитрости, на которые идёт фирма ради собственной прибыли. Получилось, что желающих приобрести авто по этой схеме ожидают грандиозные переплаты, абсолютно несоизмеримые с теми, что озвучиваются с экранов телевизоров.
Досье «Главреда». «Автоплан» действует на территории Украины с 1998 года. Это аргентинское изобретение. После Аргентины эта система получила развитие в Польше. Директором представительства АІСЕ в Украине (известное в народе как система «Автоплан) является господин Томаччини, о котором кроме фамилии больше ничего не известно. Юридическую поддержку обеспечивает фирма «Василий Кисиль и партнёры». Поговаривают, за этой юридической конторой скрывается лицо теневого миллионера Павла Рябкина, экс-замминистра транспорта. До избрания в парламент он занимал скромную должность юрисконсульта ООО «Василий Кисиль и партнёры». По некоторым источникам, к «Автоплану» имеет отношение народный депутат, почётный президент корпорации «Укравто» Тариел Шакрович Васадзе. Это предположение не безоснавательно, так как он фактически является монополистом на рынке ввоза в Украину дешёвых авто. Косвенным доказательством этого является факт подписания в 2000 году диллерского соглашения между АІСЕ – Украина и «Укравто».
Приобретение автомобилей в группах предусматривает определенную очерёдность, которую предлагают решать тремя способами. В «Автоплане» существует бальная система, аукцион и жеребьёвка. Последняя применяется редко, в случаях, когда два участника группы набрали одинаковое количество баллов. На аукционе преимущество получает тот участник, который готов внести наибольшую сумму. При бальной системе за каждый фиксированный ежемесячный взнос члену группы насчитывается определённое количество баллов. Приоритет закрепляется за тем, кто набрал большее количество баллов. При этом участника того же «Автоплана» ожидают не только огромные переплаты. Помимо удара по кошельку, стоит готовиться к испытаниям на выносливость. Если повезёт получить выстраданный автомобиль, на протяжении двух дней придется обойти десятки разных инстанций и собрать огромное количество документов. Если же в отведенные сроки сделать это не удастся - с автомобилем можно попрощаться. Как говорится, кто не успел – тот опоздал. Основатели «Автоплана» продумали массу похожих маленьких хитростей, которые становятся сюрпризами для их клиентов.
Два автомобиля в одном
Киевлянка Виктория Коваленко, разорвав договор с «Автопланом», деньги назад вернуть так и не смогла: «Когда оформляли договор, менеджер фирмы нас слёзно уверял, что через три месяца мы получим автомобиль, но по истечению шести месяцев мы его так и не получили. Как только я начинала возмущаться несерьёзным отношением работников «Автоплана», мне сразу же успокаивали. Проходило время - и снова автомобиль доставался не мне. На аукционе (один из принципов работы фирмы с группами) оглашали только фамилию, как мне кажется, виртуального счастливчика, а реального человека никогда не было. Мне же менеджеры советовали в следующий раз «перебивать» конкурентов большей суммой. Но, встретившись с другими участниками группы на одном из аукционов, я убедилась, что их так же, как и меня, водят за нос, выкачивая деньги. Когда я решилась побыстрее расторгнуть договорённость, начались настоящие неприятности. Желания разрывать договор у «Автоплана» со мной не было. Мое заявление не регистрировали, заставляли писать под диктовку, что якобы не я, а они разрывают со мной договор. В конце концов мне с иронией в голосе сообщили, что деньги я увижу не скоро, а через 7 лет и та сумма, что получу на руки, будет более, чем вполовину меньше той, что я внесла.»
Как оказалось, не все деньги, что клиенты платят «Автоплану», идут на погашения задолженности за автомобиль. Часть фирма забирает на админуслуги, а вступительный взнос можно вернуть только в течении семи дней после подписания договора. Конечно же, покупателей в такие тонкости никто не посвящает. Задача менеджера - побыстрее «уболтать» человека и не дать ему вчитаться в нюансы документа. Попытка связаться с работниками «Автоплана», дабы прояснить ситуацию не увенчалась успехом. Сначала в центральном офисе обрадовались звонку, видимо, предполагая, что таким образом удастся «пропиариться». Когда же была озвучена конкретная фамилия одного из бывших участников группы, тон разговора несколько изменился. Представители «Автоплана» сообщили, что руководства в данный момент нет на месте, и посоветовали передать все вопросы по факсу, не уточняя, когда будут получены ответы. Что касается Виктории Коваленко, то с ней якобы фирма сама разорвала договор и в письменной форме сообщила, каким образом и когда ей предстоит получить обратно деньги, конечно же, с вычетом штрафов и тех сумм, которые были оговорены.
Участников системы «Автоплан», которые потеряли деньги таким образом - большинство, но недовольны даже те, кто всё же получил автомобиль. Как показал их опыт, неизвестно, что хуже, разорвать договор и потерять деньги, или всё-таки получить автомобиль. К примеру, семьи Комареус из Житомира удалось дождаться автомобиля. Растягивать удовольствие оплаты по кредиту заёмщики не собирались, так как выяснили, что условия просто кабальные. Поэтому, собрав необходимую сумму, выплатили всю задолженность по машине. Каково же было их удивление, когда на следующий месяц в почтовом ящике обнаружили очередной «привет» от «Автоплана» - квитанцию на оплату. Решили – ошибка, позвонили по указанному на документе телефону. Но там их шокировали сообщением, что ещё семь лет со дня подписания договора семья обязана платить 4% от стоимости автомобиля… Подсчитав все выплаты, внесённые за семь лет в «Автоплан», семья пришла к вывод, что на эти деньги они могли купить не один, а целых два автомобиля.
«Автоплановский» оберег
Конёк системы «Автоплан» - юридически грамотно составленный договор, который потенциальные клиенты подписывают, практические не читая. Любые претензии участников группы, защищенные сотрудники фирмы попросту игнорируют – ссылаются на договор, в котором якобы прописаны все нюансы, и который клиент скрепил своей подписью. Кстати, само соглашение вызывает огромный интерес, так как продумано до малейших деталей. Все сомнительные уловки «автоплановцев» юридически «закамуфлированы» и к тому же напечатаны мельчайшим шрифтом. Уже с первых строк понимаешь, что над созданием потрудился не один профессиональный юрист. Поэтому и не удивительно, что формулировка и стиль изложения документа людям, не имеющим юридического образования, просто не понятен. Потенциальные клиенты предпочитают доверять словам менеджера, который доступно трактует то, что якобы оговаривает документ. К тому же, за историю существования «автоплановских» услуг бывали случаи, когда даже юристы со стажем попадали на крючок аферистам, так и не сумев вернуть потраченных денег.
В своё время «Автоплан» попал в поле зрения столичной прокуратуры. Старший прокурор отдела прокуратуры города Киева Ирина Головань рассказала «Главреду», что в 2003 году было даже возбуждено уголовное дело по факту мошеннического завладения деньгами граждан Украины служебными особами ЗАТ АІСЕ – Украина по статье 190 часть 4 Криминального кодекса Украины. «Поводом для возбуждения дела были многочисленные жалобы в прокуратуру участников системы, - прокомментировала Ирина Головань. - Однако по результатам расследования в 2005 году дело было закрыто. Как оказалось, фактов невыполнения фирмой договорных обязательств перед гражданами не установлено. Главная проблема заключалась в том, что участники системы, подписывая договор с организацией, не вчитывались в текст документа, а в соглашении были оговорены все возможные нюансы, поэтому зацепиться было не за что».
Очень настойчивым клиентам сотрудники фирмы советуют обращаться со всеми претензиями в суд, очевидно, зная наперёд, каким будет его решение – ведь они прекрасно защищены договором. Шевченковский районный суд столицы, а через некоторое время и Апелляционный уже отказали в удовлетворении иска, поданного участниками системы «Автоплан» о признании соглашения недействительным и возвращении выплаченных средств. Принимая такое решение, служители Фемиды ссылались на то, что нет никаких оснований для признания соглашения недействительным, поскольку услуги, которые представляет «Автоплан», не являются финансовыми и осуществление такой деятельности не нуждается в лицензировании.
Так что, несмотря на ярко выраженный «пирамидальный» характер «Автоплана», его жертвам приходится пока что рассчитывать только на себя. Так же, как многие другие виды мошенничества, этот у нас пока что – узаконен.