Чуть не в тему, но в целом - туда.
Глюкалка (
You must be registered for see links
)
Что конкретно эмулирует Глюкалка? ZX Spectrum 48K и 128K, Pentagon 128K, Scorpion 256. Музыкальный сопроцессор AY-3-8912. Бипер, джойстики. Читает снэпшоты SNA и Z80, образы ленты TAP, TZX и WAV. Умеет записывать снэпшоты Z80, те же образы ленты и дисков, а еще делает рендеринг звука в WAV-формат. Может работать по старинке с обычным магнитофоном, подключенным к звуковухе компьютера. Если у вас есть кассеты с любимыми играми, вы сможете перенести их таким образом в более современный формат.
У Глюкалки есть графический интерфейс на основе библиотеки Motif. Эмулятор работает как в оконном, так и полноэкранном режимах. Полный кайф. Очень впечатляет звуковой движок — полная эмуляция всех наворотов Синклера. Я и не знал, что на нем бывает такая музыка.
Что еще стоит упомянуть? Настройки эмуляции. Их много. Кроме выбора процессора, можно выставить его частоту (стандарт — аж 3.5 МГц). Много опций настройки графики и звука. Общее впечатление — более чем солидный эмулятор. К тому же отлично совместимый с имеющимся у меня запасом игр
. Кстати, если ко многим его аналогам надо устанавливать еще дополнительные ROM'ы, прописывать их в конфигах и т.п., то Глюкалка все это уже имеет в комплекте — вам остается лишь запустить исполняемый файл.
Generator (
You must be registered for see links
.
Эмулятор Sega Genesis (MegaDrive) — королевы 16-битных приставок. Портирован под множество платформ, от DOS и Windows до Amiga, Mac, Dreamcast и Playstation 2. В Линуксе может запускаться с разными графическими библиотеками/движками —Allegro, SVGALib и GTK. При компиляции надо указать, с чем именно компилировать. Я выбрал GTK, и процесс сборки программы выглядел у меня так:
./configure --with-raze –with-gtk
make
make install
Пояснений заслуживает только первая строка. В ней я указываю, что надо использовать ассемблер NASM (его пакет входит в любой дистро Линукса) и GTK. В итоге получаю исполняемый файл под названием generator-gtk. Быстрый и относительно стабильный.
О плохом. У начинающих пользователей Linux обычно в качестве звуковой системы работает стандартная OSS. Я к начинающим себя не причисляю, поэтому у меня вместо OSS включена другая штука —ALSA. А Generator, похоже, с ней не очень дружит. Я могу выключать в Generator'е звук, и все будет ОК. Некоторые игры работают и так, с ALSA и включенным звуком. Звук у Generator'а получается очень чистый, качественный — немногие эмуляторы для Windows могут таким похвастать.
Известно, что ни один эмулятор не запустит вам абсолютно все игры. Так вот, в этом плане до уровня вындового Gens'а наш герой, увы, не дотягивает. Те игры, что без труда идут на Gens, в Generator'е вылетают. Не все, конечно. Я протестировал около сотни ROM'ов, и запустилось процентов 60. Впрочем, это лучше, чем просто смотреть на залежи ROM'ов в Сети и не иметь возможности в них играть.
Так, где наш оптимизм? О хорошем. Generator поддерживает сохранение/загрузку состояния игры. Еще у него есть графический интерфейс. В том числе и богатое окно настроек. Можно без ковыряния в конфигах задать игровые клавиши, опции эмуляции и вывода графики и звука. Правда (по идее, после этого слова читатель должен насторожиться), в ходе тестирования я изменил настройки звука. После этого эмулятор стал вылетать сразу после загрузки. Я начал искать его файл конфигурации, однако не нашел. Тогда я указал эмулятору на другой конфиг, которого на самом деле не было. Эмуль выругался и запустился с установками по умолчанию. До сих пор запускать его иначе у меня не получается — я сохранил установки в другой конфиг и при запуске требую использовать его:
generator-gtk -c myconfig.rc
Разумеется, я оформил это в виде скрипта и особо не мучаюсь, но... Если узнаете, где Generator прячет свой стандартный конфиг, сообщите мне. А пока расскажу вам о другом продукте.
DGen (
You must be registered for see links
)
Это мой любимый SEGA-эмулятор под Линукс: он очень стабилен и запускает любые игры. Во всяком случае, у меня все заработали. Для компиляции DGen нужен все тот же NASM, а еще библиотека SDL, которая тоже у всех имеется. DGen умеет рендерить видео также и через OpenGL.
С компиляцией проблем нет. С запуском — тоже. Можно просто написать в консоли: dgen имя_файла. Можно перед именем файла указать параметры. Например, команда dgen -S 2 имя_файла запустит игру, но окно DGen будет увеличено в два раза. Как вы поняли, ключ -S задает необходимый масштаб. А если использовать -f, то эмулятор будет запускаться в полноэкранном режиме. Под root'ом желательно указать еще параметр -R, чтобы эмуль не подгребал под себя большой приоритет работы.
Что умеет DGen кроме запуска игр? Записывать демо, сохранять и загружать состояние игры в различные слоты, читать архивированные ROM'ы. Гибко настраивается с помощью файла конфигурации. У программы нет графического интерфейса. Он, впрочем, и не нужен. Лично я запускаю игры для приставок SEGA, просто нажимая на них Enter’ом в обычном Midnight Commander. Для такого комфорта я открыл файл расширений (Команда > Файл расширений > Общесистемный) и добавил туда вот такой блок текста:
#SEGA
regex/\.(smd|SMD|bin|BIN)
open=dgen -R -S 2 %f
И все — расширения связаны с программой. Завершая рассказ о DGen, замечу, что проблем с моей ALSA не возникло — звук был идеален. Графика, впрочем, тоже. Мой выбор в плане эмуляторов MegaDrive — за DGen. Кстати, любопытное интервью с одним из разработчиков DGen можно прочесть на
You must be registered for see links
.
FakeNes (
You must be registered for see links
)
Один из наиболее солидных эмуляторов NES, которые я видел. Напомню, что восьмибитная японская приставка NES (Nintendo Entertainment System) более известна у нас в стране по своим клонам —Dendy и Zhilitong (на котором почему-то красовалась гордая надпись «16 bit», а дизайн походил на Sega MegaDrive). Сердцем NES является старый добрый процессор Z80 (Синклер, Спектрум, системы АОН «ДЖУЛИЯ»).
FakeNes изначально был разработан под DOS/Windows, а потом портирован в Linux, FreeBSD, QNX и BeOS. Гибкость портирования обошлось ему дорого — отличный блиттер (движок, отвечающий за прорисовку спрайтов) весьма тормозит. Даже на Athlon 900 в играх, где подразумевается быстрая графика, заметно отсутствие плавного скроллинга. Это как Ultima IX — сделана черт знает когда, а тормозит одинаково что на Voodoo 3, что на Radeon 8500 . Но блиттер хорош! FakeNes — единственный эмулятор, давший мне ощущение «приставочности». Его трудно описать словами — когда вы почувствуете его, узнаете, о чем речь.
Кроме того, FakeNes побил все рекорды совместимости, запустив такие капризные ROM'ы как Kings Quest 5 и Mad Max (в который я года три не мог поиграть — все эмули отказывались, зависая на заставке).
FakeNes использует библиотеку Allegro, которую, если она не входит в ваш дистрибутив (например, в Mandrake) можно скачать с (
You must be registered for see links
. Ее вообще стоит держать на машине — многие игры работают под Allegro.
Tuxnes (
You must be registered for see links
)
Классический для Линукс и *BSD эмулятор NES. Я играю именно на нем. Причин несколько. Во-первых, скоростной рендеринг. Tuxnes не тормозит и даже позволяет выбрать, какой рендер использовать. Сразу даю вам рецепт — с какими параметрами удобнее всего запускать Tuxnes (в примере использована игру Felix):
tuxnes -E -G=640x480 -r diff felix.nes
Здесь параметр G задает геометрию окна (оно будет 640480), а -E нужен, чтобы масштабировать картинку в окне. По идее, рядом с E можно указать коэффициент (по умолчанию 2), вот так: -E=4, но у меня этот трюк не работает. Далее, -r задает рендер. Я выбрал diff, а можно какой-нибудь другой, например x11 (но diff быстрее). Видео выводится в обычном иксовом окошке.
По совместимости с играми Tuxnes держится на уровне с FakeNes. Хотя Mad Max не заработала, Kings Quest запустился. А Battle Toads 2, на которой FakeNes просто завис, под Tuxnes пошла на ура. Учитывая тот факт, что Mad Max — игра бесхитростная, а в Battle Toads 2 графика на уровне SNES и MegaDrive (девелоперы выжали из восьми бит все, на что способны), то моя симпатия склоняется в пользу Tuxnes. Однако в Tuxnes нет сохранения состояния игры, хотя в FakeNes эта фишка имеется. С другой стороны, в оригинальных «железных» приставках NES ее тоже нет
. В качестве положительного момента стоит еще сказать, что Tuxnes поддерживает игры «с батарейками» — то есть если в игре предусмотрен сэйв, то под эмулятором он тоже будет работать.
ZSNES (
You must be registered for see links
)
Как ясно из названия, это эмулятор приставки SNES (Super Nintendo Entertainment System). Когда SEGA вышла на рынок со своим MegaDrive, Nintendo поняла, что восьмибитные NES уже не могут тягаться с 16-битным монстром, и выпустила свою шестнадцатибитную консоль — SNES, технически более совершенную, чем MegaDrive. Впрочем, момент был упущен, и игр под SNES существует гораздо меньше, чем для MegaDrive/Genesis. Nintendo смогла выйти в лидеры только после того, как SEGA объявила, что прекращает разработку игровых консолей. К тому времени у Nintendo уже был козырь в виде Nintendo 64, а у Sony — Playstation. Понятно, что Dreamcast не могла с ними конкурировать. Посмотрите на нынешнюю ситуацию — рынок делят Nintendo GameCube, Sony Playstation 2 и Microsoft XBox. Я уже видел эмуляторы GameCube (хотя думаю, что редкие PC справятся с ТАКОЙ графикой). Но вернемся к теме.
Из всех SNES-эмуляторов ZSNES традиционно считается лучшим. Его версии работают на многих платформах: DOS, Windows, Linux, FreeBSD. Я пользуюсь Linux-версией. Она может выводить графику через SDL и OpenGL. Эмулятор очень стабильный, имеет нормальный графический интерфейс, кучу опций, умеет сохранять/загружать состояния игры, поддерживает сетевую игру.
Без труда запускает любые игры — от навороченных вроде Donkey Kong до относительно простых а-ля Castlevania. Больше об этом эмуляторе нечего рассказывать. Хороший продукт говорит сам за себя.
Напоследок дам ссылки не некоторые сайты. Тсс, не на коллекции ROM'ов. Хотя я не понимаю, что такого нелегального в распространении игр под консоли или компьютеры, которые давно уже не производятся и не продаются. Без эмуляторов все эти игры давно бы умерли, канули в прошлое. Ладно. Итак, сайты:
You must be registered for see links
— демки для NES;
You must be registered for see links
— очень большой ресурс по эмуляторам для всех платформ;
linuxemu.retrofaction.com — эмуляция конкретно под Linux;
You must be registered for see links
— хотя весь сайт на португальском, однако названия эмуляторов и игр, я думаю, вы поймете
. ROM'ы лежат там вполне легально. Их не очень много, но они есть, и хорошие — тот же Donkey Kong под SNES.