Re: Друга світова та ВВВ
Кто из конструкторов работал лопатами в лагерях?
Королев:
3 августа 1939 г. он прибыл на Колыму в поселок золотодобытчиков Мальдяк. Тяжелые условия жизни и работы, голод, холод и цинга чуть не свели С.П. Королева в могилу. Но Судьба хранила его, ему помогли добрые люди, лагерные врачи.
В ноябре 1939 г. лагерное начальство объявило Королеву, что его вызывают в Москву для пересмотра дела. Он должен был попасть во Владивосток пароходом «Индигирка», уходившим на материк 8 декабря. Но на этот пароход Королев к своему счастью не попал, так как 12 декабря 1939 г. судно во время шторма получило пробоину, было выброшено на отмель и все заключенные, запертые в трюме и не выпущенные из него охраной, замерзли или задохнулись.
Королев из бухты Нагаево был отправлен во Владивосток лишь 23 декабря 1939 г. пароходом «Феликс Дзержинский». Во Владивостоке в пересыльном лагере был сформирован этап и Королев с ним был отправлен уже на Запад. В дороге у него обострилась цинга и заболевания ног. Но добрые люди и неизвестные врачи вновь помогли ему, спасли жизнь.
28 февраля 1940 г. Королев вновь оказался в Москве, в Бутырской тюрьме. Срок рассмотрения его дела несколько раз переносился. 10 июля 1940 г., состоялось заседание Особого Совещания при наркоме внутренних дел СССР, которое постановило: «заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на ВОСЕМЬ лет, считая срок с 28 июня 1938 года». На выписке из протокола ОСО № 68 от руки дописано: «Севжелдорлаг» – строительство Печорской железной дороги, куда в канун войны направлялось большинство осужденных.
14 февраля 1938 Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему было предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа (т. н. «тройки») Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах».
Туполев - В 1939 арестован и посажен в лагерь.
Константин Челпан родился 24 мая 1899 года в селе Чердакли Мариупольского уезда, ныне - село Кременевка Володарского района Донецкой области.
Грек из приазовского села, сын раскулаченного, высланного, а в последствии расстрелянного крестьянина-кулака Константин Челпан все же сумел закончить Харьковский технологический институт. После окончания института работал на Харьковском тракторном заводе, был направлен на учебу в Германию, затем в Швейцарию и в Англию.
В 1928 году Константина Федоровича Челпан возглавил на Харьковском заводе конструкторское бюро. Побывав на лучших, самых передовых дизельных предприятиях Европы, Константин Федорович дерзко заявил, что будет создавать новый дизель, собственной конструкции. В докладе на партсобрании заверил: "Сконструируем свой двигатель, ни в чем не похожий на заграничный". Результатом сказанных слов Константина Челпана стал дизельный двигатель "В-2", - в 500 лошадиных сил, целиком сделанный из алюминия для уникального танка Т-34.
Эта разработка была высоко отмечена правительством, что следует из пстановления ЦИК СССР: "За создание мощных современных конструкций машин наградить высшей наградой - орденом Ленина с присвоением звания Главного конструктора Челпана Константина Федоровича". Его орден имел номер 980.
Однако вскоре последовал арест. Органы НКВД раскрыли "греческий заговор". "Возглавляли" заговор известные греки, среди которых оказался и Константин Челпан. Челпан был арестован 15 декабря 1937 года. Постановление об аресте К.Ф.Челпана подписал военюрист первого ранга Блауберг. Дело Челпана вел следователь Бурксер. В бумагах везде слово "грек" подчеркнуто красным. Из талантливого конструктора были выбиты показания об участии в "греческой националистической шпионской диверсионной антисоветской вредительской организации".
Сотрудники отдела Челпана мужественно отказались на суде от данных под пытками показаний, но это не спасло от расстрела ни его, ни других коллег.
Список очень длинный, гугль в помощь...
Чтож вы сегодня не впрысните, раз такие умные
Я ж русским языком написал - двигатель разрушен и восстановлению не подлежит. Сельское хозяйство убито коллективизацией, промышленность - заточеностью под военку, наука расстреляна или эмигрировала. Страна прошла точку невозврата, население неуклоно сокращается. Спасибочки за все это товарищу Сталину.