И.А.Ефремов: цивилизация будущего?

Построение общества, основанного на научном мировоззрении и гумманизме:


  • Кількість людей, що взяли участь в опитувані
    30

Dvoranin

Учёный
Наука о Человеке

Понятие науки о человеке покоится на предпосылке, что ее предмет, человек, существует и что существует человеческая природа, характерная для человеческого рода. На этом спорном вопросе история мысли демонстрирует свою особую иронию и противоречия.

Авторитарные мыслители с готовностью признавали существование человеческой природы, которую они считали постоянной и неизменной. Это признание использовалось для доказательства, что их этические системы и социальные институты необходимы и неизменны, будучи построенными якобы на природе человека. Однако то, что они считали человеческой природой, было отражением их норм - и интересов,- а не результатом объективного исследования. Поэтому понятно, что сторонники прогресса должны были приветствовать открытия антропологии и психологии, которые, напротив, утверждали, казалось, безграничную изменчивость человеческой природы. Ибо изменчивость означала, что нормы и институты - признанные скорее причиной человеческой природы, чем ее следствием - также могут быть изменены. Но, выступая против ошибочного представления, что определенные исторические культурные системы являются выражением постоянной и вечной человеческой природы, приверженцы теории безграничной изменчивости пришли к равно несостоятельной позиции. Прежде всего, концепция безграничной изменчивости человеческой природы легко ведет к заключениям столь же неудовлетворительным, как и концепция постоянной и неизменной человеческой природы. Если бы человек был безгранично податлив, тогда, действительно, нормы и институты, неблагоприятные для человеческого благополучия, имели бы возможность заковать человека навсегда в свои системы, лишив человеческую природу возможности мобилизовать свои внутренние силы и направить их на изменение этих систем. Человек был бы только марионеткой социальных порядков, а не - как он доказал это исторически - активным деятелем, чьи внутренние силы энергично противодействуют мощному давлению неблагоприятных социальных и культурных систем. В самом деле, если б человек был лишь творением культурных систем, невозможно было бы критиковать или оценить ни один социальный строй с точки зрения человеческого благополучия, поскольку здесь не было бы места понятию "человек".

Политические и моральные следствия теории изменчивости так же важны, как и ее теоретические положения. Если мы допустим, что нет никакой человеческой природы (кроме той, что задана основными физиологическими потребностями), единственной возможной психологией будет радикальный бихевиоризм, довольствующийся описанием бесконечного числа поведенческих моделей, или психология, занятая измерением количественных показателей человеческого поведения. Психологии и антропологии осталось бы описание различных путей, какими социальные институты и культурные системы формируют человека, и поскольку специфическими проявлениями человека были бы лишь штампы, заданные ему социальными структурами, возможной оказалась бы только одна наука о человеке - сравнительная социология. Однако, если психология и антропология способны сделать правильные предположения о законах, управляющих человеческим поведением, то они должны начать с предпосылки, что нечто, скажем X, реагирует на воздействие среды установленным образом, сообразно своим свойствам. Человеческая природа не неизменна, и, следовательно, культуру нельзя объяснить как результат неизменных человеческих инстинктов; не является культура и постоянным фактором. Верно, что человек может адаптироваться даже к неудовлетворительным условиям, но в процессе такой адаптации он вырабатывает определенные ментальные и эмоциональные реакции, сообразно специфическим свойствам своей природы.

Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств; он может адаптироваться к культуре, проникнутой всеобщим недоверием и враждебностью, но он реагирует на такую адаптацию ослаблением своих сил и бесплодностью. Человек может адаптироваться к культурным условиям, требующим подавления сексуальных влечений, но при такой адаптации, как показал Фрейд, у него развиваются невротические симптомы. Человек может адаптироваться почти к любой культурной системе, но в той мере, в какой эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, принуждающие его в конце концов к изменению этих условий, так как он не может изменить свою природу.

Человек - не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он - существо, заряженное энергией и структурированное определенным образом, существо, которое, адаптируясь, реагирует специфическим и установленным образом на внешние условия. Если бы человек адаптировался к внешним условиям, гибко изменяя свою природу, подобно животному, и был способен к жизни только при определенных условиях, к которым он развил специальную адаптацию, он достиг бы тупика специализации, которая является судьбой всякого животного вида, а значит, и прекращения истории. Если бы, с другой стороны, человек мог адаптироваться ко всем условиям, не сопротивляясь тем, которые противны его природе, он никогда не имел бы никакой истории вообще. Человеческая эволюция обусловлена человеческой адаптируемостью и определенными неразрушимыми свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более соответствующих его внутренним потребностям...
 

Nahrapov

Буржуй и учёный
Вадим
Никто пока не нашел никаких подтверждений существования на других планетах жизни вообще, не то что отсутствия на них нахраповых.
А ты отвегаешь ситуацию, когда на планете жизни нет, а нахраповы имеются там во всей красе?
 

vadimv

Well-Known Member
Вадим

А ты отвегаешь ситуацию, когда на планете жизни нет, а нахраповы имеются там во всей красе?
"...но только мертвые". Почему бы и нет?

Тогда откуда же взялись теже коммунисты ? - о которых вообще ранне никто не знал...
Откуда взялись - туда и подевались. Как я сказал, они не сыграли никакой определяющей роли. Это был эксперимент, который как раз и показал бессмысленность создания "хомо советикус", человека нового типа. Никакого нового типа не получилось, как впрочем и белокурых бестий с их тысячелетним рейхом.

системное управление осуществляется во всём мире уже много лет...
Слушайте, какие много лет? 150 лет назад, когда не было железных дорог, самолетов, автомобилей и электричества, не было никакого "всего мира". Была кучка обособленных стран, которые практически ничего не объединяло. Когда рассказывают о великих империях, занимавших полмира, мне смешно. Вы себе представляете управление великой империей, в которой сигнал от одной части до другой идет полгода? Какое нафиг системное управление в таких условиях? Вы попробуйте поуправлять, например, велосипедом, у которого руль будет поворачиваться через полгода после вашей команды. Все теории мирового заговора - бред неграмотных параноиков. Комитет 300 (Билдербергская группа и т.д.) оказывают на мировые процессы воздействие в сумме порядка 0,5-1%, не больше. Как раз себе на виллы с бассейнами и хватает.

Есть, пить и заниматься любовью можно будучи гуманистом можно ещё с большим успехом, нежели примитивному человеку, с животными инстинктами.
Коммунисты так и думали. Ну и где сейчас эти коммунисты? Поведение человека на 99,99% определяется базовыми инстинктами "жрать, срать, ржать" (с), а не гуманизмом. И это никак не изменится до тех пор, пока технологии (или не знаю что еще) не изменят саму форму жизни, например, с белковой на кремниевую (или какую-то еще). Но фантастика у нас на втором этаже.
 
Останнє редагування:

Dvoranin

Учёный
"ничего нельзя изменить...", поэтому общество должно быть пассивным и поедать то, что ему скармливает элита...Это любимая фраза сторонников либерализма и рыночных отношений.
Однако наука и сама жизнь полностью опровергает это беспомощное утверждение. Как нельзя лучше роман Чернышевского "Что делать" иллюстрирует это и даёт представление о новом человеке.И полностью опровергает тезисы о том, что ничего нельзя нового создать.
От среды обитания всецело зависит поведение индивидума и его ценности...

Бытие определяет сознание- знакомо?

Ефремов же не столько фантаст, сколько конструктор нового сознания Человека.И в его идеях нет ничего незбыточного.Другой вопрос способно ли общество в обозримом будущем подняться до этого уровня.
 

vadimv

Well-Known Member
От среды обитания всецело зависит поведение индивидума и его ценности...

Бытие определяет сознание- знакомо?
+100
Измените бытие - изменится сознание. А надеяться изменить сначала сознание, а потом бытие - это фантастика.
 

Dvoranin

Учёный
Но для того, чтобы изменить бытие, нужно, в свою очередь, поменять сознание тех, кто реально управляет социумом.Либо набрать критическую массу в обществе, носителей этих идей. Именно поэтому это реальные идеи.
 

vadimv

Well-Known Member
Но для того, чтобы изменить бытие, нужно, в свою очередь, поменять сознание тех, кто реально управляет социумом.
Попахивает замкнутым кругом, ИМХО.
Во-первых, никто социумом реально не управляет, это невозможно по объективным причинам.
Во-вторых, поскольку "бытие определяет сознание", без изменения бытия ни у кого сознание не изменится.
Либо набрать критическую массу в обществе, носителей этих идей.
Если набрать в обществе критическую массу неадекватов, общество погибнет.
Именно поэтому это реальные идеи.
Одновременно верить в то, что "бытие определяет сознание" и что "для того, чтобы изменить бытие, нужно, в свою очередь, поменять сознание тех, кто реально управляет социумом" - это называется "реальные идеи"? Что вы курите, товарищ Дворянин?

ЗЫ: открытие нефти и электричества оказало на бытие (и сознание тоже) гораздо большее влияние, чем набирание критической массы "просветленных".
 

Dvoranin

Учёный
Для того чтобы мы могли вести конструктивную дисскуссию нужно
1) определиться что является действительными ценностями
2) определить общую единицу измерения
Выходит общечеловеческие ценности, основанные на моральных устоях тысячилетий - для вас не ценны? ведь вы называете неадекваномыслящими тех, кто не хочет деградировать вместе с социумом...?
Цитата:
Если набрать в обществе критическую массу неадекватов, общество погибнет.
В этом нет никаких сомнений.Другой вопрос ЧТО и КОГО считать неадекватным.
Когда читаете - вчитывайтесь в смысл сказаннонго выше, тогда и не будет казаться что кто-то курит...
Электричество - как раз потому и появилось, что есть люди "просветлённые".
 

vadimv

Well-Known Member
Выходит общечеловеческие ценности, основанные на моральных устоях тысячилетий - для вас не ценны?
Нет никаких "общечеловеческих ценностей". Если вы о пресловутых 10 заповедях, то не надо называть библейские ценности общечеловеческими.
вы называете неадекваномыслящими тех, кто не хочет деградировать вместе с социумом...?
Вместо слова "деградировать" (имеющего негативный оттенок) лучше использовать нейтральное "меняться". Потому как то, что одному кажется деградацией, другому - развитием, третьему - топтанием на месте, четвертому - бегом по кругу и т.д.
ЧТО и КОГО считать неадекватным.
ИМХО, "неадекваты" - это те, кто на внешние раздражители (бытие) реагируют неадекватно.
Электричество - как раз потому и появилось, что есть люди "просветлённые".
Ага, и нефть тоже...
 

Nahrapov

Буржуй и учёный
Для того чтобы мы могли вести конструктивную дисскуссию нужно
1) определиться что является действительными ценностями
2) определить общую единицу измерения
Ну, это самое простое. Действительными ценностями как раз и является то, шо ценно. А единицу измерения и её цвет знают все. Согласись.

Вадим
Нет никаких "общечеловеческих ценностей". Если вы о пресловутых 10 заповедях, то не надо называть библейские ценности общечеловеческими.
Любопытная мысль. А какие ты аргументы приведёшь под этот тезис?
 
Зверху