Обзоры

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy I Разработчик : SquareSoft
Платформа : NES / PSOne / GBA
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода :



Честно говоря, начать обзор первой Final Fantasy было сложным делом. Основная сложность в том, что я, так или иначе, не смогу ни порекомендовать вам эту игру, ни, напротив, обругать. И то и другое будет глупостью по ряду разных причин, главная из которых, пожалуй, в том, что рассматриваемый нами игровой продукт не просто очень стар. Он, извините за банальность, супер стар. Посему этот обзор будет иметь форму исторического экскурса. Если вам небезразлична серия Final Fantasy, то наверняка будет интересно узнать, как все начиналось более чем 15 лет назад.

К этой игре трудно относиться объективно. Для этого нужно не просто поиграть в нее, и даже не просто ее пройти. Нужно мысленно вернуться в 1987 год (хотя, не факт, что вы помните это время. Мало того, не факт, что вы тогда уже родились). Нужно говорить об этой игре, держа в уме два словосочетания: Dragon Warrior и Phantasy Star. Зачем? Объясню позже.

Итак... Думаю, вы уже слышали историю о рождении Final Fantasy. В те стародавние времена Square была этакой маленькой фирмой на грани краха. И они бы вовсе разорились, если бы не выпустили вовремя игру под названием Final Fantasy - то есть, "Последняя Фантазия". Видимо, тогда Хиронобу Сакагучи (для Final Fantasy - отец родной) думал, что это будет последняя игра, сделанная компанией. Иначе никак не объяснить такое название, мало сочетающееся с сюжетом игры. А игра неожиданно для всех, включая и её создателей, стала хитом.

Теперь я объясню, почему в начале упоминался Dragon Warrior (или Dragon Quest в Японии) от фирмы Enix. Это была, пожалуй, первая игра в жанре, который теперь именуется JRPG. К сожалению, думаю, что в России найдется исключительно мало людей, игравших в эту RPG, но в то время Dragon Quest стала своего рода основоположником в своем жанре. Первая часть этого сериала вышла за год до Final Fantasy, вторая - в один год с ней, так что первенство налицо. Вот он, законодатель моды в RPG для NES, и было бы не справедливо не заметить, что хит от Square "позаимствовал" из DW практически все, что только можно - от графического облика до боевой системы. Единственное замечание - Final Fantasy была во всем немного лучше. Это и решило исход дела.

Мне приходилось слышать много разговоров о том, что успех Final Fantasy был обусловлен оригинальным по тем временам сюжетом. Замечу, справедливости ради, что в первой Phantasy Star сюжет был ничуть не хуже. Но, тем не менее, было в Final Fantasy нечто отличающее ее от всех других и то, что останется с ней навсегда (ну, за некотороыми исключениями...). Это любовь к резким поворотам сюжета и эффектным развязкам. Правда, начиналась игра довольно блекло. Четверо безымянных, бесхарактерных героев появились в сказочном королевстве. Сначала для порядка спасли принцессу, попавшую в руки злому колдуну. Потом стали узнавать, что в мире что-то не в порядке со стихиями. Ветер не дует, огонь не горит. Оказывается, четыре демона захватили кристаллы, контролирующие эти стихии... Мне было довольно скучно играть где-то всю первую половину игры. А потом стала появляться интрига... Вот, думаю, интересно же, черт! Нашелся главный подонок, и чтобы достать его, героям даже пришлось... Впрочем, тут я промолчу. Самое интересное в первой Final Fantasy - это развязка, и, пожалуй, только ради нее и можно помучаться и пройти игру. После этого ты остаешься несколько загруженный и ошарашенный, судорожно стараясь разобраться во всем сумбуре, оставшемся в твоей голове. И даже дочитав финальные титры очень трудно понять - кто же, в конце концов, начал творить эти злодейства? Порой я сомневаюсь, что в сюжете первой Final Fantasy разобрались даже сами сценаристы.

Графика... Мне приходилось наблюдать случаи, когда людей, видевших внешний облик первой FF, пробивал истерический смех. Их можно понять - Dendy оно и в Африке Dendy. Но я вас уверяю - самая первая Final Fantasy намного красивее всех выходивших на NES из серии Dragon Warrior! Все познается в сравнении. Final Fantasy вообще была очень красивой для своего времени. И даже в наше время, играя в нее, можно найти массу приятных глазу деталей. Города весьма однообразны, но это не касается dungeon'ов. Враги отрисованы просто отлично, если играть на эмуляторе с окном небольшого размера, то впечатление будет такое, что вы играете на SNES (но это только в бою). Если говорить о музыке, то тут разговор будет еще сложнее, ведь на NES сильного саундтрека не могло быть по определению. Конечно, музыка не плоха, тем более, в сравнении с тем же несчастным DW. Стоит заметить, что многие из используемых в первой Final Fantasy композиций, позднее появлялись и в других частях сериала, с куда более приличной аранжировкой. Но на меня эти миди-мелодии всегда производили удручающее впечатление, просто из-за их примитивности, тут даже талант Нобуо Уемацу бессилен. Кстати, этот именитый композитор - один из тех немногих людей, что работали над каждой, без исключения, частью сериала Final Fantasy (исключая, правда, Final Fantasy Tactics и FF: Mystic Quest).

Боевая система. Вот тут Final Fantasy в самом деле совершила несколько значимых для жанра JRPG прорывов! Чем же она так выгодно отличилась от игр серии Dragon Warrior и хитовой новинки Phantasy Star (вышедшей в том же году, но на гораздо более мощной платформе Game Gear)? Ответ до смешного прост - Final Fantasy впервые показала на экране боя наших героев вместе с врагами! Казалось бы, что тут такого? Но это добавило новые стратегические возможности, облегчило распознавание персонажей во время боя. Кроме того, вид от первого лица всем тогда уже весьма поднадоел. Конечно, это не единственная инновация. Система классов персонажей, разные виды магии, большой выбор экипировки - все это не было абсолютно новым. Но в Final Fantasy всего этого оказалось больше чем у других! И еще из революционных введений - персонажи по ходу игры меняли свой облик, как бы эволюционировали, получая более престижный класс и становясь сильнее!

Немного остановлюсь на классах - ведь кое-какие из них стали ноу-хау серии. Кроме стандартного воина в игре присутствуют такие классы как мастер боевых искусств, черный маг, белый маг, красный маг и вор. Красный маг может использовать обе разновидности магии (белую и чёрную) и драться мечом, но все это делает довольно плохо. Вор по началу является весьма невзрачным персонажем, но со временем он сможет стать ниндзя, а это уже очень неплохой боец! Теоретически вы сможете пройти игру, используя абсолютно любую комбинацию персонажей. Вот только с некоторыми вариантами это будет сделать сложнее. Партия целиком из черных магов выглядит мощной, как войско Мордора, но вы разоритесь, во-первых, на магии, а во-вторых, на склянках с лекарствами, которые вам придется покупать вагонами. То же и с Красными магами, хотя они могут сэкономить на лечении. Исключительно белые маги - еще хуже. Конечно, такую партию будет нелегко победить в бою, но и им придется долго убивать своих врагов, в виду отсутствия у них какой-либо боевой магии, кроме заклинания HARM. Четыре монаха - вполне неплохой вариант для самых скупых. Так как они обходятся без оружия и дорогой одежды, на сэкономленные деньги можно покупать лекарства. Вот только будут проблемы с врагами, у которых высокая защита против физических атак.

Естественно, ни о каком "полуреальном" времени в бою нет и речи. Сражения исключительно пошаговые, причем в первой Final Fantasy стратегическая их составляющая выражена гораздо ярче, чем во всех последующих. Вам уж никак не удастся выиграть битву, просто выбрав всем персонажам "атаку", даже если это случайный бой со слабыми врагами. Нельзя забывать, что если один герой убивает врага, а другой должен был атаковать его же, то его атака просто пропадет! Так что всегда с первого же хода приходится распределять врагов между четырьмя своими героями. Намаетесь - не то слово!

Именно поэтому я, пожалуй, скажу, что сложность в игре высокая. Не запредельная, конечно, но если вы пройдете первую Final Fantasy, седьмая или восьмая для вас будет парой пустяков, не говоря уж о девятой. При этом игра весьма короткая - на ее прохождение уйдет не больше 20-ти часов. Причем три четверти из них - на прокачку персонажей. Да, тренировать своих героев придется много, очень много!

Кроме этих проблем есть еще трудности с интерфейсом и просто ужасная система экипировки (впрочем, в Phantasy Star дела обстояли еще хуже). Эфиров в те далекие времена еще не изобрели, поэтому у магов были определенные трудности. И вначале игры вас непременно замучают финансовые трудности - очень уж дорогая экипировка... В общем, как и было сказано в начале, я не могу поставить этой игре оценку. 80-е уже давно прошли, а первая Final Fantasy сейчас заинтересует либо истинных ценителей игрового сериала от Square, либо мазохистов. Но и тем, и другим я без сомнения ее рекомендую!
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy II Разработчик : SquareSoft
Платформа : NES / SNES / PSOne / GBA
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода :



Перед тем, как начинать рассказ об этой игре, необходимо сделать небольшую оговорку: не стоит считать, что Final Fantasy II и Final Fantasy IV это одно и то же. Просто выпущенная в Северной Америке Final Fantasy IV на SNES сменила свою цифру на II, из-за того, что вторая и третья части на территории этого региона изданы не были. Так как не существует лицензионной англоязычной версии Final Fantasy II, мой обзор делается на основе версии с фанатским переводом, которую можно найти в Сети. Final Fantasy II была почти полностью переведена на английский язык, но в последний момент ее выпуск на американском рынке решили отменить по непонятным многим причинам. Один из сотрудников выложил в сеть готовую часть перевода (к сожалению, история не сохранила для потомков имя этого святого человека), и теперь мы имеем возможность играть в эту игру на более доступном, чем японский, для большинства языке. [На момент настоящей публикации игра уже вышла в нормальной англоязычной версии для PSP под названием Final Fantasy II Anniversary Edition, кроме этого она переиздавалась на Playstation One в виде Final Fantasy Origins.]

Итак, еще одна игра из серии "Это было давным-давно..." Пожалуй, Final Fantasy II - самая оплеванная и забытая из всех игр этой серии. Но, на мой взгляд, игра является весьма и весьма достойной, и эта статья написана как раз для того, чтобы попытаться реабилитировать FF2 в глазах общественности. Ведь она стала началом множества стандартов, которые позднее использовались в играх не только от Square. Кроме того, она была куда глубже и красивее первой части.

Во многих русскоязычных обзорах FF2 говорится, что в истории фигурирует Темное облако, контролировавшее императора Пармеции. Это грубейшая ошибка, говорящая о том, что никто из писавших о FF2 в нее толком не играл! В Final Fantasy III и в самом деле присутствует Темное облако, но во второй части его нет и в помине. Не знаю, кто первым пустил в сеть эту ложную информацию, но, к сожалению, оттуда она просочилась даже в весьма уважаемые игровые журналы, не буду уж говорить какие.

Итак, о чем же рассказывает игроку FF2 в самом деле? О злом императоре, мечтающем стать хозяином вселенной, о группе смелых и чистых сердцем сопротивленцев, об умной и красивой принцессе, об абсолютном оружии... Как тут не провести аналогий со "Звездными войнами", любви к которым ребята из Square и не скрывают! Даже летающий военный корабль - передвижную базу империи так и хочется назвать Звездой смерти. Только - никакого космоса, все выдержано в рамках типичного для серии фэнтези с изрядной долей научной фантастики. Также хочу заметить, что это единственная из ранних Final Fantasy (речь идёт о играх серии с первой по пятую), где никак не фигурируют кристаллы Стихий. Сюжет FF2 достаточно самостоятелен и независим, а концовка не похожа на привычный хэппи-энд. Несмотря на полную победу над злом остались сломанные в борьбе судьбы людей и грусть о погибших товарищах.

Основные новации второй Final Fantasy относятся именно к сфере сюжета и персонажей. Впервые появились герои со своими именами, отношениями и зачатками личности. Это уже не немые, безымянные и бесполые герои первой части, хотя им еще очень далеко до полноценных личностей четвертой. Правда, я подозреваю, что подобный шаг разработчики FF2 сделали не без большой доли влияния первой Phantasy Star, но это лишь теория. Есть три основных персонажа: молодой повстанец Фрионел, красавица Мария и здоровяк Гай. Всего игрок может руководить четырьмя персонажами, но четвертое место в партии всегда вакантно и его занимают приходящие по сюжету персонажи, которые, впрочем, с нами остаются не долго. На злополучном четвертом месте предстоит побывать молодому ученому Минху, шахтеру Джозефу, принцу Гордону, отважному капитану пиратов Рэйле, драгуну Ричарду и черному рыцарю Леонхарту. Всего персонажей, как вы видите, очень много. И из этого проистекает один из главных недостатков игры. Герои, отличающиеся друг от друга внешне и психологически, абсолютно одинаковы как боевые единицы. Совсем маленькие различия в личных параметрах силы и интеллекта даже не стоит принимать во внимание - все зависит от навыков.

Вот тут и стоит перейти к одному из главных отличий FF2 от других jRPG - в ней нет experience points! Много ли вы видели ролевых игр, где вообще нет понятия "опыт"? Думаю, не слишком. В FF2 применена мудреная система прокачки персонажей: прокачиваются лишь те умения, что герой использует в бою. Скажем, при получении больших повреждений в бою у вас повысится максимальное HP (нда, железная логика...). Если вы применили какое-то заклинание, сила этого заклинания возрастет, так же и с разными видами оружия. А так как все персонажи могут учить любые заклинания и использовать любые (за очень редким исключением) виды оружия, то это приводит к несколько курьезным последствиям. Скажем, громила Гай у меня к концу игры был главным магом, а столь хрупкая внешне Мария стала опытной мечницей.

О том, как проходят бои: тут тоже масса нововведений по сравнению с первой частью. К сожалению, никуда не делась раздражающая необходимость выбирать врага так, чтобы не убить его раньше, чем сходят твои товарищи. Зато наконец-то появилась возможность бить своих партнеров по команде и самого себя! Не смейтесь - это очень полезное умение, только так можно привести в чувство персонажа, на которого наложено заклинание Sleep или Confuse. Появилась возможность использовать магию на одного врага (товарища) или на всех разом. Также добавилась возможность кастовать заклинания лечения на врагов, что сделало возможной новую тактику при борьбе с нежитью.

Интерфейс игры куда удобнее, чем в первой части - система экипировки наконец-то стала дружелюбной к игроку, и можно было сразу наблюдать, насколько повышаются характеристики персонажа от применения той или иной вещи. И, наконец-то, появилась возможность ставить персонажа либо в передний, либо в задний ряд, тоже ставшая ноу-хау и добавившая тактической части игры глубины.

Пожалуй, стоит поговорить и о вещах неприятных, а их немало. Главная проблема в игре - ограниченность инвентаря. И чем разработчикам не угодила система бездонного инвентаря из первой части Final Fantasy? Увы, тут система безжалостна: один предмет - одно место, а мест очень мало. Под конец игры приходится выкидывать небесполезные склянки и эфиры, чтобы влез новый меч или шлем. Безжалостная система dungeon'ов не оставляет шанса пройти игру геймеру без эмулятора на последних этапах. Сложность игры под конец становится излишне высокой. Оригинальная система прокачки персонажей в результате сводит на нет традиционные сражения с более сильными врагами - выгоднее найти легких врагов и лупить самих себя, результат будет даже лучше. А развитие магии выведет из себя кого угодно - ведь чтобы от теоретически мощных заклинаний Flare и Holy была хоть какая-то польза, нужно использовать их в бою не менее 500 (!) раз.

Но, вернемся к сюжету. Что же еще дала потомкам FF2? Пожалуй, главное наследие, ставшее в серии Final Fantasy чем-то вроде традиции, - жертвование жизнью ради друзей. Не один и не два, а очень многие герои во имя общего дела жертвуют собой. Возможно, именно повышенное внимание к смерти стало причиной того, что эта игра так и не была издана в пуританской Америке. Но фанатам наверное куда важнее то, что во второй Final Fantasy впервые появились Сид и Чокобо! О, Сид - это имя будет присутствовать впоследствии в каждой игре серии. Причем, каждый раз носить его будет другой человек, но, как правило, это немолодой мужчина, прямо или косвенно связанный с летающими аппаратами. А Чокобо хоть и дебютировали в этой игре в том виде, в каком мы их видим и поныне, еще не имели своего привычного названия и были просто безымянными ездовыми птицами.

О графике - для NES FF2 чрезвычайно красива. Она намного симпатичнее первой части, использует больше красок и намного более детализирована. Исчезло то, что больше всего раздражало в первой части - однообразие городов. В северном королевстве Салмандо идет снег и реки покрыты льдом, а южный Бофск выглядит пыльным и знойным. Учитывая слабые возможности NES - все это заслуга дизайнеров. Музыка весьма хороша, хотя технические ограничения платформы и не позволили композитору развернуться.

Итак, в заключение. Не знаю, удалось мне реабилитировать FF2 в глазах общественности или нет, но надеюсь, что люди интересующиеся серией Final Fantasy обратят внимание на эту, без сомнения, очень достойную представительницу бессмертного ролевого сериала.
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy II Anniversary Edition Разработчик : Square Enix
Платформа : PSP
Жанр : jRPG
Дата Выхода : 2007


Чтобы отпраздновать 20-ти летие своей знаменитой серии, Square Enix, специально для PSP, выпустила ремейки классических Final Fantasy и Final Fantasy II. О последней и поговорим.

Final Fantasy II, с ее странноватой системой прокачки, - белая ворона в линейке игр Final Fantasy. Square убрала очки опыта и позволила персонажам прокачиваться "естественно", т.е. при использовании магии повышается интеллект, физические атаки увеличивают силу, а HP прибавляется при получении повреждений. В то время, такая концепция была революционной, но в ней был один фатальный просчет - игроки могли атаковать собственных персонажей, чтобы их прокачать. В более поздних Final Fantasy от этой системы отказались, однако серия SaGа основана на подобных принципах. Как бы то ни было, но многие другие традиционные элементы игр Final Fantasy, например, чокобо, Cid и связный сюжет, впервые появились именно в Final Fantasy II.


Итак, что же новое может предложить нам Anniversary Edition? Система прокачки исправлена, так что можно пройти игру, не заставляя Фириона [Firion] бить себя по голове, но это перенесено из Final Fantasy I & II для GBA. Зато выглядит игра, по сравнению с оригиналом на NES, просто потрясяюще, и графика совершила большой шаг вперед по сравнению с GBA-версией: улучшенные спрайты, более детализированные бэкграунды, симпатичные портреты персонажей, показываемые во время диалогов... По-видимому, есть еще всякие незначительные детали, вроде различных портретов персонажей, выражающих разные эмоции, и прочие мелочи, которые явно понравятся фанатам.


Другое важное дополнение - набор подземелий, основанный на паролях. Чтобы сделать диалоги более интерактивными, была внедрена система ключевых слов, которые можно учить и потом говорить другим персонажам. На каждое слово в ответ давались заранее прописанные ответы, но в восьмибитную эпоху это было революционно. В Final Fantasy II: Anniversary Edition надо подойти к розовому сиянию и прокричать ключевое слово, чтобы открыть новое подземелье. Например, при использовании фразы "Dark Rose", появляется подземелье замка, в котором надо защищать благородные войска от темных солдат. Пройдя его, получаешь новое слово и новое подземелье. Приятная новость про Arcane Labyrinth - теперь не нужно ждать до конца игры, чтобы в него попасть. После завершения игры можно пройти бонусную сюжетную линию, Soul of Rebirth, в кторой участвуют персонажи, погибшие по основному сюжету (также уже появлялось в Final Fantasy I & II: Dawn of Souls). Прохождение подземелий ведет к получению наилучшего оружия для всех восьми персонажей; пройдя Soul of Rebirth и победив Ultima Weapon можно получить Ultima Tome.


На последок, стоит упомянуть сюжет. В начале игры четыре главных героя подвергаются нападению черных рыцарей (это сражение невозможно выиграть). Когда Firion, Maria и Guy падают без сознания, их подбирает Hilda, принцесса Fynn, руководящая восстанием против Империи, но Leon (4-ый гг) теряется во время драки. По пути герои находят новых друзей: Минву [Minwu], белого мага, одного из первых союзников; комичного вора Пола [Paul]; Ричарда [Richard], первого Dragoon (Dragon Knight) в FF; т.д. Большинство из них напрявляется в Soul of Rebirth, но это - лишь часть истории. Да-да, в FFII сюжет - нечто большее, чем "мы хорошие парни и спасаем мир": есть драма, смерть одного из героев и поворот сюжета. Хотя тут нет такой эпичности, как, например, в Final Fantasy XII, зато есть что-то, заставляющее хотеть играть дальше.

Лучшая ли это версия FFII? Несомненно. Но, как и у Final Fantasy: Anniversary Edition, проблемой остается цена. FFII:AE стоит 30$, что значительно больше, чем цена на картридж для GBA, который включал в себя 2 игры. Однако, в качестве роскошного издания ремейка для Wonderswan, Final Fantasy II Anniversary Edition может предложить то, что оценят хардкорные фанаты.
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy III Разработчик : SquareSoft
Платформа : NES / SNES / PSOne / GBA
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода : 1994



Как известно, для сериала Final Fantasy цифра три - святая. Шестая Final Fantasy вышла в Японии под цифрой три, кроме того, на каждой из платформ, на каких только FF появлялась, выходило по три части сериала, если не брать в расчет побочных линий. Само собой, та часть, для которой цифра три была порядковым номером, просто не могла быть рядовым событием. Final Fantasy III - это шедевр игростроения образца 1990 года. Эта игра - лучшее из того, что появлялось на NES; игра, выжавшая из стареющей приставки максимум и даже большее. Игра, которая до сих пор незаслуженно не была официально переведена на английский язык и имеющая пока лишь фанатский перевод.

О чем же Final Fantasy III? Сюжет ее, на мой взгляд, стал основой сюжета и для Final Fantasy V и для Final Fantasy X. В любом случае, даже если это и не так, у этих игр есть что-то общее. Мир игры - планета, залитая водой, население которой заколдовано и спит на дне океана, дожидаясь прихода героев. Над этим бескрайним океаном парит летающий континент, где живут немногие избежавшие волшебного сна люди. Именно там и появляются герои - четыре мальчика-сироты, которым предстоит собрать четыре кристалла стихий, чтобы победить зло и разобраться в том, что же стало причиной потопа. Ведь известно, что кроме обычного мира есть еще и темный, который является противовесом светлого. Основная идея игры - светлого и темного, добра и зла должно быть в мире нужном количестве, потому что когда начинает доминировать что-то одно, нарушается равновесие и происходят катастрофы. Согласитесь, не слабая философская база для восьмибитной jRPG. Сюжет игры на редкость увлекателен и нетривиален - масса колоритных героев и злодеев, множество диалогов, огромное разнообразие локаций и средств передвижения. Не обойдется без вымершей цивилизации (Цетра!), наследства древних магов и таинственной темной силы, являющейся причиной всех бед. Прохождение занимает не меньше 25-30 часов, что для столь старой игры очень много.

К сожалению, главные герои по образу и подобию Final Fantasy I безлики и имеют то имя и ту внешность, которую выберет им игрок. Впрочем, они хотя бы умеют говорить и иногда даже шутить. Еще одна особенность, включённая в игру, видимо, для того, чтобы компания героев казалась не такой скучной - как и в Final Fantasy II к нашей четверке все время присоединяются побочные герои. Правда, за них нельзя играть - они просто ходят за нами и делают различные комментарии, порой полезные, а порой просто забавные. Таких героев будет довольно много - отдельно упомяну бесшабашную принцессу Сару и неунывающего молодого искателя приключений Дэша. Ну и, само собой, не обойдется без Сида, который, будет (естественно) конструктором летающих кораблей. К сожалению, многих друзей героям придется потерять (а как без этого, ведь это же Final Fantasy).

Что сказать о графике? На мой взгляд, на NES есть только две игры, на красоту которых не влияет малая мощность приставки, и которые выглядят куда лучше многих 16-битных игр. Это, извиняюсь, Bubble Bobble 2 и та самая Final Fantasy III. Просто невероятно, что выпущенная на такой слабой системе игра может так замечательно выглядеть! Города, по сравнению с предыдущими частями занимают просто огромные площади, теперь можно заходить в дома и говорить с жителями (такая возможность в полной мере появилась только в Final Fantasy III). Я уж не буду говорить о безупречном дизайне городов и подземелий, но не могу не выразить восхищения красотой мировой карты и бэкграундов боевых сцен. Враги прорисованы почти безупречно и наши герои тоже весьма хороши, ведь каждый класс должен отличаться от других...

Кстати, о системе классов. Многие люди играли в Final Fantasy V, но мало кто знает, что система классов (Jobs), которая потом появится еще и в Final Fantasy Tactics, была впервые применена в Final Fantasy III. Там почти все то же самое, только без излишне усложненной системы "скиллов" - каждый герой может выбрать себе профессию по душе, а потом в любой момент сменить ее. Таких классов очень много - примерно столько же, сколько в Final Fantasy V. Некоторые из этих классов стали ноу-хау для всей серии Final Fantasy, скажем, драгуны и саммонеры. Новые профессии появляются по сюжету, некоторые являются необходимыми для прохождения определенного участка игры. Скажем, чтобы победить одного из боссов все время меняющего свои сильные и слабые стороны, не обойтись без "учёного", который легко находит слабости врагов. Вообще, в Final Fantasy III потрясающе разнообразный игровой процесс! Героям приходится то превращаться в жаб, чтобы пройти некоторые этапы, то уменьшать себя до размеров крысы, чтобы спастись из тюрьмы.

Некоторые серьезные изменения коснулись и боев. Во-первых (и это просто прекрасно!) наконец-то, когда один герой убивает врага, а второй нацеливался на того же противника, его атака не пропадает впустую, а просто переносится на следующего противника. Несмотря на то, что бои все еще пошаговые (полу-реалтайм появится лишь в четвертой части) благодаря этому нововведению они стали намного динамичнее. Теперь в бою персонаж может использовать любой предмет из инвентаря, а не только те, что на нем надеты. Появилась масса предметов, используя которые в бою можно нанести врагам ущерб. Кардинально изменилась система магии. Больше всего она напоминает систему материй из Final Fantasy VII, хотя слово "материя" в игре и не звучит. Что особенно важно, именно Final Fantasy III подарила миру Призывных созданий (Summoned monsters), без которых Final Fantasy нынче уже и не Final Fantasy вовсе. Надо сказать, что с первого появления в 1990 году они и их функции мало изменились - те же всеми любимые Ифрит, Шива, Бахамут и остальные «уродцы» и даже их атаки остаются прежними.

Еще Final Fantasy III дала миру могов - именно там впервые появились эти странные, похожие на белых крылатых котят существа. Также в удивительном сказочном мире живут люди, эльфы, лилипуты-миджеты, феи и гномы (последние три расы появятся еще и в Final Fantasy 4). Ну и, конечно, не избежать встречи с чокобо, которые теперь встречаются двух разновидностей - обычные и толстые! Толстых чокобо можно использовать как склад, отдавая им на съедение лишние предметы, не влезающие в инвентарь (мы даже знать не хотим, как потом предметы оттуда извлекаются – прим. ред). Ну а на обычных, само собой, можно кататься. И помимо этого героям придется сменить массу средств передвижения - каноэ, корабль викингов, четыре вида летающих кораблей и даже подводная лодка.

Увы, но даже столь замечательная игра не могла обойтись без серьезных недочетов. Главным недостатком FF3 является, пожалуй, игровой баланс. Понятно, что в столь сложной и многоуровневой игре рассчитать сложность для всех этапов невозможно, но все же... Уровень сложности по началу кажется средним, но порой сменяется экстремально высоким, а иной раз до обидного легким. А в конце же игры, когда начинается череда последних боссов, сложность вообще выходит за всякие рамки. Вы в Final Fantasy VIII с Omega Weapon сражались? Так вот, по сравнению с последним боссом Final Fantasy III, Омега - сущий младенец!! Тут даже прокачка не спасет, а только скрупулезный подбор классов и поиск необходимых предметов. Кстати, в Final Fantasy III просто огромное количество необязательных квестов, которые помогают найти редкое оружие и Призывных созданий. Именно благодаря им еще возможно прийти к концу игры в подобающем виде, а не полными слабаками.

Вот такой предстает перед нами игра, замыкающая эру восьмибитных Final Fantasy. Можете мне не верить, но, несмотря на солидный возраст Final Fantasy III и сейчас может привлечь к себе внимание любого ценителя хороших игр. Эта игра обладает ярким запоминающимся сюжетом, интересным игровым процессом, легка в освоении, зато сложна в прохождении. Пусть меня простят фанаты Dragon Quest, но я не побоюсь сказать, что Final Fantasy III - лучшая ролевая игра для NES.
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy IV Разработчик : SquareSoft
Платформа : SNES / PSOne / GBA
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода : 2001



Было время, когда эпоха NES уже прошла, а эпоха PS one еще не наступила. Были далекие девяностые. И была тогда игровая система SNES (Super Nintendo Entertainment System). И это время было поистине золотым для компании Square. Ибо придумала эта хитрая фирма новую концепцию для так любимых всеми игрушек. И первой ласточкой стала именно Final Fantasy IV.

Однозначно, Final Fantasy IV стала первой игрой жанра JRPG, в которой решили так серьезно подойти к личностям персонажей. Конечно, и до этого были игры, в которых герои обладали своими неповторимыми характерами, и даже еще в Final Fantasy II были предприняты попытки сделать героев полноценными личностями. Но не все делается так быстро. Есть популярный тезис, который гласит, что искусство не зависит от прогресса. В данном случае, все оказалось совсем не так. NES была слишком слабой приставкой, чтобы сделать на ней в самом деле глубокую и масштабную игру, зато SNES подошла идеально!

Конечно, людям, игравшим до этого лишь в 32-х битные Final Fantasy, будет невдомек, что находят фанаты в этой, столь неприглядной игре. Но сравните ее с Final Fantasy I-III... Система SNES дала художникам и программистам из Square воистину огромный простор, и те весьма неплохо для пионеров в этой области смогли им распорядиться. Чего стоят хотя бы эти прекрасные виды с гор на некоторых этапах... Так же был испробован небезызвестный «Режим 7», первая, для приставок, попытка перехода в трехмерность. Благодаря ему при полетах на воздушных кораблях впервые появилась перспектива и ощущение почти полного 3D. Мир игры стал куда разнообразнее, чем в предыдущих частях, героям приходится путешествовать не только по привычному верхнему миру, но и спускаться под землю и летать на Луну (ландшафты и архитектура на Луне мне особенно нравятся). Также возможности SNES позволили сделать глубже звук, и в Final Fantasy IV в самом деле приятное музыкальное сопровождение.

Но внешняя красота ничего не значит, когда речь идет о Final Fantasy IV. Эта игра - пожалуй, первый в истории jRPG интерактивный роман, практически драматическое произведение. Оказалось, в игры можно не только играть. Их можно одновременно с этим и читать, как литературу, и смотреть, как кино! Сейчас, в наше время, этим никого не удивить. Но тогда, в начале девяностых, все это было в новинку. Казалось бы, люди садятся за приставки ради игрового процесса - вот и подавайте им игровой процесс! Неужели кому-то будет интересно читать все эти бесконечные диалоги и по пять минут глядеть в экран, пока персонажи что-то делают без участия игрока? Оказалось интересно! Не то чтобы сюжет какой-то безумно оригинальный (хотя, безусловно, он весьма неплох), а именно эти столь неоднозначные персонажи привлекли игроков. Еще в Final Fantasy III мелькнула мысль о том, что нет ничего однозначно плохого или однозначно хорошего, и в Final Fantasy IV эта идея получила развитие.

Наш протагонист - молодой Темный рыцарь Сесил. В начале игры он - не слишком привлекательный персонаж, прямо скажем, подонок. Следуя приказам своего короля он устраивает резню в королевстве магов Мисидии, а затем по его вине почти дотла сгорает поселение саммонеров. Но вот постепенно к нему приходит осознание собственной никчемности, и он решает измениться. Берет под опеку девочку-саммонера, которая из-за него стала сиротой, рискует жизнью, спасая любимую девушку, а под конец просто становится светлым рыцарем - паладином и начинает, как положено, спасать мир. Его соперник, некто по имени Голбез - в начале игры типичный антагонист, контролирующий, а затем и убивающий короля, а также многих других хороших людей. А под конец игры становится таким добреньким зайкой... И обратная ситуация - лучший друг Сесила, драгун Каин, бывший таким славным, внезапно поворачивается к нам спиной и переходит на сторону темных сил. Все эти сюжетные перипетии порой просто загоняют в тупик игрока, который, привыкнув к своей команде героев, может быть не слишком приятно удивлен тем, что она так часто меняет свой состав.

А героев в игре много: кроме Сесила и Каина тут и девушка Сесила - Роза, являющаяся Белым магом; и маленькая суммонерка Ридия; и пара магов из Мисидии - Палом и Пором; и мастер боевых искусств Янг, и механик Сид (а как же без Сида!); и бард Эдвард; и ниндзя Эдж. И это еще далеко не полный список. У каждого из этих персонажей своя судьба, свой неповторимый характер. Между героями завязываются отношения, кто-то уходит, кто-то умирает, жертвуя собой, в мире Final Fantasy IV нет ничего абсолютного и постоянного. Именно это и привлекает - никогда не знаешь, что ждет тебя за следующим поворотом сюжета, а благодаря столь хорошей проработке характеров персонажей, невольно начинаешь переживать за них, сочувствовать, или, наоборот, ненавидеть.

Надо, правда, сделать одно немаловажное замечание. Final Fantasy IV в Америке вышла под цифрой II (потому что там не были изданы вторая и третья части сериала для NES), но кроме порядкового номера янки очень много поменяли и в самой игре. Не считая вполне простительных погрешностей в переводе, многие диалоги и монологи подверглись цензуре, порой довольно странной, а некоторые сцены были просто-напросто перерисованы. Скажем, убрались все намеки на то, что Сесил и Роза спали вместе, сцена их поцелуя была сильно сокращена и подретуширована. Не говоря уже о том, что имена большинства героев и врагов были переведены неправильно, либо были изменены, что сделало их более понятным американской аудитории. Ярким примером тому может служить всем знакомый Ифрит, превратившийся в американской версии в Джинна.

Конечно, нововведения коснулись не только графики и сюжета, но и, казалось бы, отодвинутого на второй план геймплея. Практически революционное нововведение - битвы в полуреальном времени, так называемая Active Time Battle system. То есть, в отличие от всех предыдущих Final Fantasy, где битвы проходили в классическом пошаговом режиме, в Final Fantasy IV бой стал практически таким, каким он остался вплоть до девятой части! Ну, хорошо, не совсем таким - синих полосочек, показывающих время, оставшееся до начала хода, еще не было. Но в остальном все то же - теперь уже некогда встать и выпить чашечку кофе во время боя. Ваши враги не будут ждать, пока вы выберете, как же вам сходить, и решения придется принимать довольно быстро. При всем этом интерфейс в битве со времен третьей части практически не изменился. Замечу также, что Final Fantasy IV намного строже касательно умений персонажей, чем другие игры серии. Тут один персонаж может учить заклинания и умения, присущие только его классу, и сменить этот класс нельзя. Паладин может учить белую магию лишь до второго уровня, а Белые маги и вовсе никогда не смогут выучить ничего из черной магии. Конечно, это не то чтобы оригинально - таких случаев в jRPG много. Но в серии Final Fantasy чаще используется система, вроде системы Материй в Final Fantasy VII, когда из любого персонажа можно сделать мага необходимой вам степени компетентности.

Что же имеется в арсенале наших героев для победы над злыми силами и что здесь есть нового, по сравнению с другими играми? В целом, все по старому, есть черная и белая магия, хорошо прижились с третьей части Призывные создания (Summon monsters), оттуда же пришли Песни бардов. Но теперь еще появились довольно интересные способности Монахов у Янга и особая магия Ниндзя, которую может использовать Эдж. Кроме того, ниндзя теперь может кидаться предметами из инвентаря, не только сюрикенами, но и ненужным оружием. А еще у каждого персонажа есть свое уникальное боевое умение: скажем, Эдж может воровать предметы у врагов, Сесил защищать своих раненых товарищей, а Сид обладает умением узнавать слабые стороны противников и количество их здоровья.

Что касается сложности игры, то тут тоже есть нюансы. В Японии было издано две версии Final Fantasy IV, кроме основной версии еще так называемая Final Fantasy IV: Easytype, облегченная версия для детей и начинающих геймеров. И на английский язык была переведена именно легкая версия. Надо сказать, в легкой версии игровой процесс несколько менее интересен - количество предметов сократилось, многие уникальные умения героев просто исчезли. А, кроме того, в этом варианте игра и в самом деле неприлично легкая - там нет босса, на котором можно застрять, хардкорный геймер может просто обидеться. Зато ремейк Final Fantasy IV на PS one в 2002-м году был сделан на основе первоначальной японской версии, более сложной (впрочем, даже усложненный вариант не так уж и труден), да и перевод там куда лучше! Но в целом, несмотря на то, в какой вариант вы играете, игра не будет слишком длинной, не намного длиннее Final Fantasy III. На ее прохождение уходит около 30-35 часов, что, конечно, маловато.

В целом, несколько устаревшая на данный момент Final Fantasy IV все еще остается великолепной игрой. Об этом говорит и факт ее многократного переиздания [Последним стал ремейк для DS]. Эта, ставшая в наше время классической, игра в свое время соврешила настоящий переворот в жанре и хотя бы из-за этого на нее стоит обратить внимание.
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy V Разработчик : SquareSoft
Платформа : SNES / GBA / PSOne
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода :



Вот мы добрались и ещё до одной игры из серии "униженных и оскорбленных". Пятая часть сериала Final Fantasy - такая неоднозначная и сложная (особенно для понимания американцами) не была издана на SNES в Северной Америке. Конечно, в наше время Final Fantasy V была реабилитирована, и сейчас ничего не стоит приобрести улучшенную версию для PS one, напичканную красивыми силиконовыми роликами. Конечно, это здорово, но чем же так не угодила американцам эта игра в далеком 1992 году? Приглядимся же получше.

Final Fantasy V очень похожа на вышедшую в 1990 году на NES Final Fantasy III. Явные параллели есть и в сюжете, и в боевой системе, и, конечно же, в системе классов. Однако это не сиквел, как некоторые могли бы подумать, а абсолютно самобытная и уникальная игра. Начнем с сюжета.

Главный герой - молодой человек по имени Батц. Скромный паренек, сирота, любит приключения, боится высоты, путешествует по миру на своем верном Чокобо. Во время своих странствий он встречает потерявшего помять старика Галуфа, милую девушку Ленну (в американском варианте Рейна), а также отважного капитана пиратов Фариса. Все они хотят разобраться, почему перестал дуть ветер, почему огонь не хочет гореть, почему из упавших на землю метеоритов лезут страшные монстры... Сюжет игры закручен весьма лихо и всех его перипетий не пересказать, но для наглядности отмечу, что страдающий амнезией Галуф окажется королем в параллельном мире, Ленна - принцессой, а Фарис... женщиной! Казалось бы, Батцу уже нечему удивляться в этой жизни, однако, по ходу игры, он узнает много интересного и о своем прошлом.

В отличие от Final Fantasy IV, где персонажей было весьма много, здесь четверка героев остается неизменной почти всю игру (только один раз в середине повествования нам придется взять в свою команду маленькую волшебницу Сару, но этому будут предшествовать достаточно трагические события). И неудивительно - в такой игре концепция не позволяет иметь много героев. Впрочем, вернемся к сюжету, а о боевой системе поговорим позже. Как и в Final Fantasy IX, мир игры состоит из двух планет, находящихся в параллельных друг другу вселенных. Между этими мирами можно путешествовать с помощью волшебных метеоритов, правда, чаще всего это билет в один конец. В одном из этих миров появился мега-негодяй - черный маг Экс-Дэт (Exdeath). Четверо самых могучих воинов того мира, названные Воинами Зари (почему-то так и хочется назвать их Аврорами), так и не смогли его убить, поэтому просто-напросто запечатали его в параллельном мире силой четырех кристаллов стихий. Не прошло и тридцати лет, как кристаллы начали трескаться, а Экс-Дэт - выбираться из своего заточения. Делать нечего - приходится набирать новую четверку героев, готовых навести порядок. Таков, вкратце, сюжет. Может, при пересказе он и не кажется шибко оригинальным, но в игре такая масса неожиданных поворотов, почти детективных завязок и прекрасно написанных диалогов, что скучать не придется. Герои, пусть их даже всего четыре - очень интересные люди, их взаимоотношения друг с другом порой забавны, а порой трогательны.

Почему же состав героев должен оставаться всегда неизменным? Вот мы и подошли к основной особенности Final Fantasy V - системе классов (Jobs). Итак, каждый треснувший кристалл дает нам по несколько работ (под конец их набирается добрых два десятка). Все здесь довольно знакомо - от классических бойца, вора и черного с белым магов до более экзотичных саммонеров, самураев и мимиков. Есть профессии и вовсе являющиеся ноу-хау Final Fantasy V - скажем, укротители монстров или неуправляемые (в прямом смысле этого слова) берсерки. У всех этих профессий есть свои плюсы и минусы, а так же в каждой профессии есть ряд способностей (ability), которые учит герой, получая в бою AP (ability points).

Каждый из четырех ваших героев может взять одну из этих профессий, получая все ее бонусы, плюс к этому, он может получить одну способность любой другой профессии, которой он пользовался до этого эту . К примеру, вы были вором и выучили способность "Воровать" (steal). Потом вы стали белым магом. Теперь вы можете использовать белую магию, но вместе с тем вы можете и воровать! В принципе, все здесь очень похоже на Final Fantasy Tactics, только бои проходят в полуреальном времени. Кстати, в отличие от Tactics тут магия не изучается - ее можно либо купить, либо найти где-нибудь; этим магия отличается и от способностей.

В целом, эта система кажется, конечно, мудреной. Вариантов подбора классов своим героям и дополнительных способностей к ним - десятки, если не сотни. Порой, чтобы пройти какого-нибудь босса приходится перепробовать массу комбинаций. Поэтому многие называют Final Fantasy V самой сложной игрой серии (не верьте, те люди просто в Final Fantasy III не играли!). Игра и в самом деле непроста - возможно, поэтому ее так долго и не переводили на английский. Особенно сложно прокачивать эти самые способности - за врагов дают до смешного мало AP. Скажем, чтобы стать в какой-то работе мастером, вам будет необходимо набрать как минимум 500 АР (иногда это число еще выше). За врагов, даже под конец игры не дают больше 5 АП, а чаще всего приходится перебиваться с 1 на 3. При таком раскладе стать мастером очень непросто, приходится проводить за прокачиванием персонажей очень много времени. Порой даже кажется, что создатели малость перемудрили с этой системой классов, неудивительно, что так же показалось и американцам. Впрочем, именно эта система и делает игру столь интересной и уникальной! На прохождение Final Fantasy V может уйти от 40 до 50 часов!

Что же касается непосредственно боев в игре, то тут есть ряд отличий от предыдущей части сериала. Во-первых, наконец-то появились знаменитые синие полосочки, отмечающие время до начала хода (ура!). Так же появилась возможность менять систему течения боя с Wait (когда на время введения игроком команды включается пауза) на Active (когда паузы нет). Команды, которые можно выбирать теперь во время боя, зависят отныне не от персонажа, а от его класса и выученных способностей. Впрочем, "атака" и "использование предмета" будут присутствовать независимо от класса. Бои, в самом деле, весьма увлекательная часть игры, ведь тут можно проверить, насколько хорошо подобрана ваша команда, не допущена ли какая-нибудь ошибка... Не рекомендуется делать всех героев одного класса - даже если все они будут сильнейшими саммонерами, иногда без белого мага просто не обойтись.

Интерфейс почти идеален. Меню проработано куда лучше, чем в предыдущих частях FF. Инвентарь стал раз и навсегда бесконечным именно с Final Fantasy V. Очень приятно также то, что теперь, меняя класс персонажа, нет необходимости менять ему экипировку вручную - это делается автоматически. Удобно? Не то слово! Хотя, все равно часто приходится вносить в экипировку коррективы - благо выбор вещичек в игре весьма богат и намного превосходит количество предметов, которые были доступны в предыдущих играх серии.

Графическая часть игры несомненно лучше, чем в Final Fantasy IV, хотя это и далеко не предел возможностей SNES. Да, игра, безусловно, красива. Цвета стали куда ярче и насыщенней (в Final Fantasy VI основная гамма опять станет холодной и сероватой). Герои стали крупнее и детализированнее, магия - красивее, бэкграунды - лучше.

Возвращаясь к тому, с чего мы начинали разговор. Очень не хочу говорить плохое про американцев - национализм вообще плохая вещь. Но некоторые особенности их менталитета мне непонятны. Что именно не приглянулось обитателям нового света Final Fantasy V? Может быть, им не нравится, что бои в игре далеко не так важны, как то, что делается между боями - выбор классов и умений, экипировка, расстановка сил? Может, сложность игры слишком высока для детей? Может быть, им показалось, что в сюжете игры слишком много разговоров о смерти? А, может быть, им просто не понравилось, что одна из героинь - фактически, травести. Так или иначе, в 2001 году эта вопиющая несправедливость была исправлена и Final Fantasy V заняла свое место и на полках англоязычных геймеров.

Что сказать в итоге? Три игры Final Fantasy для SNES недаром были названы золотым веком в истории этой серии. Не смогу сказать про эту игру ничего плохого. Хардкорность никогда не была недостатком, а Final Fantasy V - в самом деле, отличная игра, довольно красивая, в меру хардкорная, а главное - интересная и затягивающая.
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy VI Разработчик : SquareSoft
Платформа : SNES / GBA / PSOne
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода : 1994



Есть на свете игры, которые не стареют и не умирают. Которые, будучи однажды увиденными, поселяются в сердце и греют душу. Обычно, таким играм совйственна драматичность, эмоцианальность, трагичность. Порой даже кажется, что такие произведения вовсе не должны называться "играми", т.к. это уже нечто намного большее, чем, например, банальные шахматы…

К сожалению, таких игр за всё время существования индустрии видеоразвлечений появилось совсем мало. Их можно пересчитать по пальцам (хотя, конечно, это субъективно для каждого). У меня лично это были Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и Final Fantasy VII, Chrono Trigger и Chrono Cross, Xenogears и Xenosaga Episode I: Der Wille zur Macht. Чуть раньше - Three Eyes Story и Street Fighter II. Но ни одна из этих, безусловно, душевных и "живых" игр даже и близко не стоит с Final Fantasy VI по уровню силы эмоционального воздействия на играющего.

Первоначально, игра появилась на Super Nintendo (Super Famicom в Японии) в 1994 году. И хотя жанр японских ролевых игр уже был достаточно хорошо развит, игра произвела фурор. Революцию в jRPG. Сейчас уже бесполезно рассказывать фабулу этого величественного сюжета - если вы читаете данный текст и всерьёз интересуетесь сериалом Final Fantasy и ролевыми играми в целом, то Final FantasyVI уже наверняка вами пройдена до конца (благо, сегодня, когда не проблема найти диски для PS one и в сети выложены эмуляторы SNES и ROM с игрой, это совсем нетрудно). Скажу лишь, что именно благодаря этой поистине волшебной истории с участием множества необыкновенных персонажей (чьи образы были отчасти печальны, а потому - трогательны) игра добилась не столько коммерческого успеха, сколько любви фанатов. Только самый бездушный человек на свете останется равнодушен к игре!

Более всего сюжет примечателен весьма необычным типом повествования: в игре начисто отсутствует главный герой, что позволяет рассматривать различные сцены с точек зрения разных персонажей. Жаль, что метод этот нынче не в ходу, очень жаль. Впрочем, эта специфическая деталь выгодно отличает данную jRPG от своих "сестёр", что и говорить…

Про геймплей тут никак не получится много сказать - нужно просто играть самому. Не буду вдаваться в подробности систем боя, магии и развития героев, т.к. самостоятельно разбираться в них - одно удовольствие (прямо как в Final Fantasy X). Добавлю лишь, что просторов для тактики тут очень много, не меньше чем в других частях Final Fantasy. Сильнее всего игровой процесс радует, когда пробуешь на зубок секреты игры. О, да, секреты! Их тут, пожалуй, не меньше, чем в Final Fantasy VII! Особенно приятно наличие секретных персонажей. Обидно очень, что только в шестой и в седьмой части есть такие секреты… По-моему, когда к вашей партии присоединяется новый герой - это куда приятнее нахождения какой-нибудь материи, оружия и т.п. Лично мне Final Fantasy VI больше всего и запомнилась по длительной прокачке всех героев и нахождении всех секретов (процесс этот у меня занял добрую половину тех четырёх десятков часов, что я пробыл в мире этой великолепной игры).

Если честно, то рассуждать о графике таких игр - не очень верное занятие на сегодняшний день. Но давайте на время перенесёмся на девять лет назад. Нельзя сказать, что Final Fantasy VI выжимала из SNES все соки. Конечно, те же Chrono Trigger и Star Ocean смотрятся на голову лучше, но Final Fantasy VI вышла в свет годом раньше межвременных приключений Кроно и сотоварищей, и двумя - межгалактической эпопеи от Enix и tri-Ace. И даже при таком раскладе, игра остаётся одной из самых красивых jRPG на SNES (особенно, если взглянуть на реализацию полетов по миру и катания на чокобо). Графика просто меркнет в тени уже упомянутого сюжета, и идеально выверенного геймплея.

Как вы уже поняли, в игре великолепно всё. В том числе и музыкальное оформление. Здесь балом правит заглавная тема Final Fantasy VI, в которую Нобуо Уемацу явно вложил душу, так как. ничего более приятного слуху из классики я просто не слышал (даже произведения Йоко Канно отходят на второй план!).

Кроме того, при весьма благоприятном для наших геймеров переезде на PS one, в игру добавили три красивейших видеоролика (один начальный, один - на концовке, и бонусный клип) и целую "сокровищницу" из бонусов, которая будет наполняться и наполняться с каждым новым прохождением.

Очень трудно подвести итог рассказа о таком гениальном творении игровой мысли, как Final Fantasy VI. Могу только лишний раз проглаголить давно известную и без меня истину, что эта игра… нет, не игра, а "больше-чем-игра" - бесмертна. Если вы дествительно любите умные и интересные игры, то вы просто обязаны ознакомиться с шестой частью Final Fantasy. Можно игнорировать первые, довольно простенькие по части сюжета четыре серии, можно обойти стороной даже захватывающую Final Fantasy V, в обнимку со скандальной Final Fantasy VIII, "обыденной" Final Fantasy IX и действительно хорошей, но практически лишённой атмосферы Final Fantasy X (свою любимою седьмую часть в этот список не включу, и не надейтесь!), но шестая часть бесконечной фантазии Square - это классика, это эталон, это наглядное пособие "К чему должны стремиться jRPG". Это - достижение всей игровой индустрии, которое на голову выше всяких Pong, "Тетрисов" и игр с участием Марио… Это - совершенство.
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy VII Разработчик : SquareSoft
Платформа : PSOne
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода : 1997


На момент написания статьи игре Final Fantasy VII исполнилось уже целых семь лет (а на момент настоящей публикации игре уже более 10 лет - прим. ред.). А она всё так же свежа, красива и интересна в общении, как в годы своей юности. Скорее всего, это наследственное. Ведь все её предшественницы обладали отменным здоровьем, и некоторые из них живы до сих пор, готовые всегда придти на помощь заскучавшему от современных игрушек геймеру. Final Fantasy VII была уготована особая роль в колесе жизни: ей предстояло вывести жанр jRPG на качественно новый уровень, вырваться за пределы Японии и покорить своим очарованием игроков всего мира.

Естественно, такая важная и сложная миссия была бы неминуемо провалена, выйдя Final Fantasy VII на сдающей позиции SNES - консоли, приютившей четвёртую, пятую и шестую игры серии. Изначально Square планировала выпустить Final Fantasy VII на Nintendo 64, приставке нового поколения разработки своего давнего партнёра - фирмы Nintendo. Но в день, когда пытливые умы инженеров компании стали выбирать вид носителя информации для своей консоли, звёзды сложились в замысловатую фигуру, напоминающую значок японской Йены, в результате чего вышеупомянутые умы заклинились на одной мысли: картридж как панацея от незаконного копирования игр. Но не учли они того, что играм будущего будет очень тесно в маленьких картриджах, объём каждого из которых ограничен всего-то тридцатью двумя мегабайтами. Поняв всю бесперспективность такого шага Nintendo, Square обратила свой взор на набирающую обороты свеженькую консоль Sony PlayStation. Именно на ней и появилась Final Fantasy VII. Занимала она целых три диска, скрывавших под своей чёрной поверхностью десятки часов увлекательного геймплея.

По всем правилам на этом месте я должен был бы поведать вам сюжет рассматриваемой нами сегодня игрушки. Но делать этого я не буду по одной простой причине: рассказывать историю Final Fantasy VII человеку, в неё не игравшему - это всё равно, что кратко пересказывать содержание интересной книги: получится сумбурно, непонятно и скучно, да к тому же отобьёт всякое желание у слушателя оную книгу прочесть. Скажу лишь, что сюжет Final Fantasy VII великолепен. Он глубокий, местами философский и при всём при этом очень увлекательный и захватывающий. К сожалению, очень редкое в наши дни сочетание.

Всё. О сюжете больше ни слова. Поговорим лучше о том, чем Final Fantasy VII отличалась от своих тогдашних конкурентов. Если коротко, то всем. При взгляде на другие jRPG того времени нельзя было сказать, что разрабатывались они для 32-битной приставки. Такое ощущение, что разработчики никак ни желали покидать уютную 16-битную эпоху и с упорством, достойным лучшего применения, создавали "старые" игры для новой приставки. Народ же требовал пищи для размышлений и невиданных зрелищ. Square дала ему и то, и другое. Едва появившись, Final Fantasy VII мгновенно взлетела на вершины всевозможных хит-парадов, а геймеры всего мира брали штурмом игровые магазины и с диким улюлюканьем накидывались на вожделенные коробочки с игрой.

Графика Final Fantasy VII оставляла позади всех остальных представителей жанра. Невероятной красоты пререндеренные бэкграунды, по которым передвигаются полигональные фигурки персонажей - оформление, надолго ставшее стандартным для игр серии. Но стоило только на горизонте показаться противнику, как мир вокруг преображался и игрок обнаруживал себя в полностью трёхмерном окружении, где камера не привязана к одной точке и может парить над полем боя, показывая всё происходящее в наиболее удачных ракурсах. Напомню, что до Final Fantasy VII все эксперименты с внедрением третьего измерения в jRPG заканчивались полным фиаско (вспомнить хотя бы Wild Arms). Здесь же трёхмерные бои выглядели настолько здорово, что народ долго не мог придти в себя после первой в игре потасовки. Модельки монстров и персонажей выглядели просто великолепно (гораздо лучше, нежели разгуливающие по не боевым локациям буратины), спецэффекты поражали воображение, а анимация участников битвы заставляла усомниться в том, что перед тобой всего лишь бездушные кучки полигонов, а не живые люди и нелюди. Square не поленилась сделать для своей игры довольно много красивых заставок. Правда, с нынешними cg-чудесами их не сравнить, не научился ещё тогда "квадратик" делать ролики умопомрачительной красоты. А вот органично вплетать их в игровой процесс - очень даже. Частенько последний кадр заставки без всяких задержек превращался в игровую локацию, и мгновенно начиналось действие. Народ даже не успевал понять, что "кино" кончилось и пора брать управление на себя.

Графика - графикой, а что же игровой процесс, сильно ли он изменился? Конечно, исследовать реалистично выглядящие псевдотрёхмерные локации гораздо интереснее, чем нарисованные двумерные, а шинковать объёмных врагов приятнее, чем их плоских собратьев. Но суть осталась прежней: общаемся с NPC, следим за сюжетом и прокачиваем своих героев до кондиции, пригодной для убиения последнего босса. Вопреки ожиданиям некоторых игроков, случайные битвы никуда не исчезли. Враги всё так же появляются из ниоткуда, и избежать встреч с ними никак нельзя. Собственно, сам процесс раздачи кренделей также не претерпел каких-либо существенных изменений: как только шкала-бегунок персонажа заполняется до конца, он получает возможность совершить то или иное действие, будь то обычная атака оружием или использование магии и специальных возможностей. Внимательные игроки рядом со шкалой-бегунком сразу заметят ещё одну под названием Limit. Заполняется она после каждого пропущенного героем удара. Ну а когда она заполнится полностью - трепещи всё живое! Ваш персонаж получает возможность провести чрезвычайно мощную атаку, особенно полезную во время битв с боссами. Благодаря лимитам можно с честью выйти из самых, казалось бы, безнадёжных ситуаций.

Особое место в мире Final Fantasy VII занимает материя - небольшой шар-кристалл, который, будучи экипированным на оружие или броню, даёт своему хозяину дополнительные возможности. Комбинируя различные виды материи, можно добиться очень интересных результатов, самым простым из которых является кастование какого-либо заклинания сразу на всех противников или союзников. Материя - это живое существо, и ей, как и всякому живому существу, свойственно развиваться и размножаться. Первый процесс весьма трудоёмок и требует немалой усидчивости: чтобы получить в своё распоряжение новые возможности, необходимо набрать определённое количество спец-очков, выдаваемых после каждой битвы. Выдаётся их очень немного - единицы, десятки и сотни, а для получения нового уровня материи необходимы тысячи, десятки тысяч, а в особо запущенных случаях - сотни тысяч очков. Особенно прожорливы Summon-материи, позволяющие призывать для помощи в бою разнообразных мистических существ. Что касается процесса размножения, то он требует ещё больше времени. Так что юные предприниматели, задумавшие сколотить себе состояние путём разведения материи и последующей её продажи, могут смело проходить мимо. Потому как для продолжения рода материи-родителю необходимо развиться до последнего уровня. В общем, любителям прокачки будет чем заняться долгими зимними вечерами и тёплыми летними ночами. Последний на сегодня интересный факт о материях заключается вот в чём: при экипировке оных характеристики персонажей могут изменяться. Например, можно запросто лишиться нескольких процентов от максимального количества HP, приобретя при этом немного дополнительных очков MP. Будьте бдительны, товарищи геймеры.

Разнообразить наше пребывание в виртуальном мире призвано множество мини-игр, носящих в Final Fantasy VII преимущественно аркадный характер: мотогонки, спуск с горы на сноуборде, плавание на подводной лодке… Всего и не перечислить. Есть одна стратегическая мини-игра, чем-то напоминающая старую добрую "Дюну", только без строительства. Есть даже целая локация - парк аттракционов, где можно неоднократно сыграть в понравившуюся вам игру и получить в случае выигрыша какой-нибудь приз. Несюжетные квесты радуют своей сложностью и увлекательностью. На многие часы вас займут проблемы получения золотого Чокобо или уничтожения Emerald Weapon'а. Но и награда за труды будет соответствующей. Количество интересных предметов, секретных материй и других радостей жизни обычного любителя ролевых игр превосходит все самые смелые ожидания. Есть даже парочка секретных персонажей! Для какого-нибудь файтинга секретные персонажи - обычное дело, но в jRPG такое встретишь нечасто.

Несколько интересных сюрпризов преподнесли игрокам западные издатели. Интерфейс игры стал несколько удобнее: упростился процесс обмена материями между героями, а по нажатию всего лишь одной кнопки на экране тут же появляются разноцветные стрелочки, указывающие все возможные выходы с локации, без которых разглядеть их (выходы) иногда бывает очень непросто. Более того, число случайных битв заметно сократилось, что положительно сказалось на геймплее. Перевод Final Fantasy VII сделан на редкость удачно. Тэд Вулси, прославившийся гениальным переводом на английский Final Fantasy VI, над локализацией седьмой части не трудился. А трудилась некая безымянная группа людей, которая, тем не менее, очень хорошо выполнила свою работу: диалоги игры читать интересно, они максимально лаконичны и в то же время информативны. Да и чувство юмора у переводчиков развито весьма неплохо, от некоторых фраз просто валишься на пол от смеха. Встречаются, правда, кое-где грамматические ошибки, но учитывая количество текста в игре - это мелочи.

Что же это получается, Final Fantasy VII - идеальная jRPG? Конечно же, это не так, ведь нет предела совершенству. Но это одна из тех игр, которая почти перелетела через планку с надписью "Лучшая игра всех времён и народов". И слава богу, что "почти". Ведь если бы она преодолела эту высоту, развитие приставочных ролевых игр остановилось, потому как нельзя быть лучше идеала. Но долой геймерскую философию. В Final Fantasy VII должен сыграть каждый. И если вы до сих пор, спустя семь лет после её выхода, этого не сделали, то сейчас самое время исправить эту досадную ошибку.
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy VIII Разработчик : SquareSoft
Платформа : PSOne
Жанр : jRPG/Turn-Based
Дата Выхода : 1999



Final Fantasy VIII была моей первой ролевой игрой. Тогда я ещё ничего не знал о том, какая шумиха поднялась почти сразу после её выхода. Одни превозносили игру до небес и утверждали, что Final Fantasy VIII - лучшая jRPG на PS one, другие обвиняли её в оступлении от канонов жанра, ругали сюжет, а систему развития персонажей называли маразматичной. Я же просто играл и получал огромное удовольствие от процесса. Если бы моё знакомство с jRPG началось с какого-нибудь классического представителя жанра, привыкнуть к Final Fantasy VIII стало бы гораздо сложнее. Square действительно попыталась уйти от канонов и создать нечто новое, внести в топчущийся на одном месте жанр свежие идеи. И эти идеи многим пришлись не по душе.

Главный персонаж игры - замкнутый в себе семнадцатилетний юноша по имени Скволл Леонхарт, проходящий обучение в одной из военных академий, получивших название Гарден (Garden). В основу сюжета положен очередной сезон экзаменов в Баламб-Гардене (Balamb-Garden). Счастливчики, лучше всех сдавшие экзамен, становятся членами элитного подразделения SeeD, выполняющего самые сложные задания по всему миру. Скволл решает попытать счастья и принимает участие в испытании. Такова завязка. Рассказать больше значило бы лишить вас львиной доли удовольствия от прохождения игры. Основной упор Square сделала именно на сюжет, и именно он стал объектом самых горячих споров между игроками. Многие ругали его за отсутствие глубины, а всё, что связано с прошлым героев, называли не иначе как бредом. Другим сюжет очень нравился, они определяли его как романтичный, красивый, местами драматичный. И сказать, кто здесь прав, очень сложно. Вроде бы умом ты понимаешь, что некоторые кусочки рассказываемой истории действительно очень сильно напоминают бред, что есть в сюжете ряд откровенных дыр и ляпов. А всё равно затягивает так, что невозможно оторваться. Я бы назвал сценарий игры голливудским, то есть рассчитанным на широкий круг игроков. Хорошо это или плохо - решать вам.

Но сюжет будет раскрываться в течение многих и многих часов и задумываться над ним начинаешь далеко не сразу после начала игры. Первое, что поражает игрока, начавшего прохождение Final Fantasy VIII, это графика. Без тени сомнения можно сказать, что Final Fantasy VIII - самая красивая ролевая игра на PS one. В отличие от седьмой части, герои которой были выполнены в super-deformed стиле, персонажи Final Fantasy VIII выглядят как обычные взрослые люди без какого-либо намёка на непропорциональность телосложения. Да и окружающий мир стал выглядеть как-то привычнее, особенно города: обыкновенные улицы, обыкновенные дома, ничем не примечательные машины, автобусы, поезда. Конечно же, в реальном мире вы вряд ли сможете найти их прототипы, но, тем не менее, выглядят все эти объекты знакомо, как будто видел уже их тысячу раз. И что удивительно, при всей своей обычности, мир игры остаётся красивым и притягательным. А кто сказал, что обычное не может привлекать к себе внимание? Может, ещё как может. Final Fantasy VIII служит тому доказательством.

Но больше всего поражают видеоролики и спецэффекты. И если во время просмотра первых просто наслаждаешься высочайшим качеством графики и отличной режиссурой, то при вызове хранителя (о них ниже) можно запросто лишиться дара речи на то время, пока на экране всё взрывается, сверкает, куда-то поднимается и падает обратно. При этом в мозгу настойчиво кружит одна и та же мысль: неужели такое возможно на моей старенькой PS one? Ни сами герои, ни монстры, ни хранители не страдают угловатостью и отлично анимированы. Достаточно сказать, что каждый сражённый монстр не просто куда-то исчезает, как это было в ранних частях Final Fantasy. Перед смертью одни причудливо извиваются, другие обессилено опускаются на землю, третьи, застыв на мгновенье в воздухе, замертво валятся вниз. Не подумайте, я не садист какой-нибудь, просто сделано это настолько здорово и настолько реалистично, что удивляешься, как же раньше не обращал на такую, казалось бы, мелочь внимание. Единственный прокол получился с лицами персонажей. Выглядят они как-то неестественно, особенно это заметно, когда камера берёт крупный план. Но на этот маленький недостаток быстро перестаёшь обращать внимание.

С игровым процессом, к сожалению, не всё так однозначно, как с графикой. Начнём, пожалуй, с магической системы. В игре нет MP. Совсем. Заклинания теперь измеряются в "штуках". Хорошо звучит? Вот и я думаю, что плохо. Магия превратилась из чего-то загадочного, сверхъестественного в обычный "предмет", используемый персонажем в бою. За тем лишь исключением, что искать эти "предметы" надо не в пункте меню "Item", а в пункте "Magic". Да и распоряжаться магией можно как обычными предметами, например, отдать часть заклинаний другому персонажу вашей команды. Дабы использовать магию в бою, необходима помощь хранителей.Хранители (Guardian Force, или сокращённо GF) - это мистические существа, охраняющие своего хозяина и дарующие ему ряд интересных способностей, кои включают в себя и использование магии. Кстати говоря, чтобы воспользоваться обычными вещами, вроде целебного зелья, тоже нужна помощь хранителя. И это уже не смешно: почему нельзя залезть в мешок с полезным скарбом, не имея GF, мне решительно непонятно. Без GF персонаж вообще ничего не может делать во время битвы, окромя как атаковать врага своим оружием. Нет даже ставшей уже стандартной команды Defend.

Ещё один неприятный момент, связанный с магией, заключается в том, каким образом можно получить вожделенные заклинания в своё распоряжение. Есть три способа: вытянуть их из магического источника, из врагов во время боя или воспользоваться возможностью хранителей превращать в магию предметы. Учитывая, что последнюю возможность надо ещё выучить, да и предметы нужные где-то достать, можно сделать очевидный вывод, что пользоваться в начале игры вам придётся первыми двумя способами. А если быть уж совсем точным, то чаще всего доведётся применять второй способ. Процесс этот невероятно долгий и скучный, на вытягивание максимального количества одного заклинания (100 штук) уходит не менее десяти минут самого, что ни на есть, реального времени, которое можно было бы потратить на гораздо более приятные вещи. "А зачем нам сто одинаковых спеллов? Разве пары десятков не хватит для дальнейших подвигов?" - спросит ошарашенный читатель. "Нет, не хватит" - грустно отвечу я ему. Дело в том, что основное применение магия находит не в бою, а в улучшении характеристик персонажей. На любую из них, будь то сила, защита или скорость, можно "повесить" заклинание, улучшая таким образом показатели ваших героев. А чтобы добиться хоть сколько-нибудь заметного роста этих показателей, заклинаний надо очень много. Вот и получается, что игрока буквально заставляют, подобно вампиру регулярно высасывать из врагов новые спеллы.

Соединение магии - далеко не единственное умение, которому можно обучить хранителя. Каждый из них может нести в себе до двадцати двух способностей, и чтобы выучить какую-либо из них, необходимо заработать определённое количество Ability Points (AP), выдаваемых после каждого боя. Способности могут улучшать характеристики персонажа или самого хранителя, добавлять новые команды, используемые как во время боя (кража предметов у противника, например), так и вне оного (превращение предметов в заклинания). Хранителя можно вызвать для помощи в битве (аналог Summon Magic из Final Fantasy VII), причём процесс этот можно повторять неограниченное число раз. В общем, весьма полезные зверушки эти GF. Единственная опасность заключается в том, что во время призыва хранителя вполне могут убить... Каждый хранитель обладает определённым количеством HP, и за количеством этим нужно внимательно следить, дабы в самый ответственный момент ваш подопечный не склеил ласты и не лишил вас всех даруемых им бонусов. Если же такое несчастье всё-таки произошло, не волнуйтесь: хранителя можно легко оживить при помощи специально предназначенного для этого предмета. С GF, правда, связан один неприятный момент: анимация их призыва может длиться до двух минут! Без возможности её отключения или хотя бы сокращения. Поверьте мне на слово, просмотр в десятый раз подряд пусть даже очень красивой двухминутной анимации изрядно утомляет. Да так, что вскоре просто отказываешься от призыва GF в пользу обычного оружия. Пусть такая атака несколько слабее, зато времени на уничтожение врага потребуется гораздо меньше.

Те, кто играл в Final Fantasy VII, помнят, насколько богата она была несюжетными квестами и различными мини-играми. Квесты в Final Fantasy VIII стали более сложными в головоломном плане, что кому-то наверняка придётся по душе, а вот мини-игры практически полностью исчезли. Не спешите ругать Square, их место заняла одна, но очень интересная, карточная игра: Triple Triad. Сыграть в неё можно практически с любым человеком. В случае вашей победы, определённое количество карт соперника переходит в вашу коллекцию. Что происходит в случае поражения, думаю, и так понятно. Впоследствии карты при помощи GF можно превратить в полезные предметы. У некоторых людей можно выиграть уникальные, существующие в единственном экземпляре, карты с изображением героев и хранителей. Чем глубже вы будете погружаться в мир Final Fantasy VIII, тем большим количеством правил будет обрастать Тройная Триада, и тем сложнее (и интереснее) в неё будет играть.

В заключение скажу о нескольких неоднозначных моментах. Во-первых, монстры растут в уровне вместе с вами. Таким образом Square попыталась освободить игрока от прокачки персонажей. И это почти удалось. Единственное полезное, что вы можете вынести с поля боя - это очки AP и предметы. Денег у монстров нет (деньги герои получают периодически в виде зарплаты за боевые заслуги), экспириенс можно расценивать как приятное дополнение. В результате игра заметно потеряла в сложности: застрять где-либо, кроме финального босса, решительно невозможно.

Ещё один момент, облегчающий игру, заключается в том, что лимиты стали слишком легкодоступными и слишком сильными. Достаточно снизить число HP персонажа до критического значения, и он будет шпарить лимитами почти каждый ход, не оставляя противнику никакого шанса на победу. Во-вторых, из игры убрали всю экипировку, кроме оружия. Нет теперь ни кольчуг, ни шлемов, ни аксессуаров. Оружие тоже менять нельзя, зато можно модернизировать. Для этого нужно найти необходимые для апгрейда предметы и направиться в Junk Shop, где за символическую плату произвести улучшение. В-третьих, количество команд, которые можно добавить в боевое меню персонажа, ограничено тремя пунктами. При этом почти со стопроцентной вероятностью два места займут команды GF (вызов хранителя) и Draw (вытягивание заклинаний из врагов и магических источников). Свободным остаётся только один пункт, а способностей - десятки. В результате, ряд интересных, но не первостепенных возможностей оказываются не у дел, что может огорчить многих игроков.

Final Fantasy VIII, наверное, самая неоднозначная на данный момент (на момент написания статьи, а не на момент ее настоящей публикации - прим. ред.) игра серии. Уж слишком много инноваций внесла Square в игровой процесс. И чтобы узнать, придутся вам новые идеи по душе или нет, нужно в неё просто сыграть, как ни банально это звучит. Но уж если понравится, то получите 50+ часов чистого удовольствия. Именно столько времени потребуется, чтобы пройти игру от начала и до конца. Стоит того, чтобы попробовать, не правда ли?
 

Santolege

Забанен
Обзор Final Fantasy IX Разработчик : SquareSoft
Платформа : Playstation 1
Жанр : jRPG
Дата Выхода : 2000



"Первый блин комом" - гласит известная поговорка. В случае с известной серией игр Final Fantasy, выпущенной на PlayStation, надо сказать, сия народная мудрость действует с точностью до наоборот: девятая часть, призванная стать последней из них, оказалась гораздо более неполноценна, чем предыдущие. Почему?

Проблема, видимо, кроется в странном желании Square сделать игру, которая будет полной противоположностью Final Fantasy VIII. Была ли FF8 плоха? Нет. В таком случае, будет ли ее противоположность хороша? Стоило ли серии прогрессировать, эволюционировать столько лет, чтобы в результате сделать шаг назад? Когда в FF8 был отлично проработанный 'современный' мир, зачем было уходить назад в средневековье? После достижения практически полной реалистичности персонажей, зачем надо было возвращаться к стилю deformed? Зачем после позволяющей глубокую кастомизацию системы Junctions возвращать из Final Fantasy IV/VI заранее установленные классы?... Все это вне моего понимания.

Но по порядку. Как я уже сказал, Final Fantasy IX возвращает нас в средневековье. Но это еще полдела - как известно, Squaresoft до этого удалось практически идеально отобразить средневековье в Final Fantasy Tactics. После той реалистичности, которую мы видели в FFT, мир FF9 воспринимается не иначе, как упрощенная версия для детей. Да и вообще, создается впечатление, что игра создавалась с расчетом на детей младшего школьного возраста. Мир, господа, населен в большинстве своем не людьми, а разнообразными гибридами людей и прочих животных, в полном разнообразии - от крыс до гиппопотамов. Фэнтези, говорите? Нет уж, это больше напоминает детскую сказку. Взято это, кажется, из Xenogears - но там, по крайней мере, объяснялось происхождение сих убожеств... В мире FF9 также фигурирует Туман (Mist), генерирующий монстров - это уже из Legend Of Legaia. Плагиатом попахивает изрядно.

Но не обошлось и без приятных сюрпризов - Square на этот раз очевидно попыталась сделать игру, ориентированную на персонажей и заострить внимание на их индивидуальностях, жизненных проблемах, их общении и развитии. Видно, мистер Сакагучи поиграл в какую-то игру от Game Arts. Что ж, идея хороша. А её реализация?

Недоумение вызывает уже внешний вид главного персонажа. Скажите, люди добрые, кто-нибудь из вас был обрадован тем, что вам приходится играть за мартышку? Лично мне персонаж с хвостом и такой физиономией по умолчанию не симпатизирует. А как насчет оригинальности в именах? Что? Ах, ну да, точно, это японцы в преддверии футбольного чемпионата пошутили. Милая шутка. Волна изменений под лозунгом "что угодно, но только не как в FF8" заставила главного героя из хмурого, замкнутого и закомплексованного Скволла превратиться в сверхдружелюбного, беззаботного и постоянно флиртующего Зидейна. Ну, а то, что своего прошлого главный герой не знает, это уже традиция. Пора бы уже привыкнуть. Никакого развития у него замечено не было...

Инфантильность персонажей поражает. Конечно, можно сослаться на чрезмерно юный возраст пятидесяти процентов играбельных персонажей, но что в таком случае можно сказать про тридцатитрехлетнего Штайнера, IQ которого приближенно равен IQ ржавой кастрюли? А про Амаранта, вставленного в игру вообще непонятно зачем, единственной мотивацией и мыслью которого является непонимание "дружбы"?

Женская половина играбельных персонажей также удивляет. Одна из них, собственно, крыса. Довольно неудачная попытка создать харизматического персонажа. Другая - сексуально озабоченная шестилетняя девочка. Постыдились бы, господин Сакагучи... Главная героиня, надо признать, имеет развитие (единственная из них троих) - но и оно произрастает из ее полного невежества в начале игры. Восьмерку "героев" замыкают черный маг, сделанный в стиле Final Fantasy старой школы – остроконечная шляпа с двумя большими светящимися глазами и никакого лица, пытающийся понять жизнь и являющийся достаточно эмоциональным персонажем, и Квина, непонятное существо без возраста, пола, мозгов и характера. И как, спрашивается, с ТАКИМИ персонажами Squaresoft собиралась сделать хорошую игру?

Может быть, был сделан упор на сюжет? О нет, вовсе нет. Сюжет весьма примитивен, и не идет ни в какое сравнение как с Xenogears, так и с сюжетами предыдущих частей Final Fantasy.

Графика Final Fantasy IX производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, качество рендеренных бэкграундов и полноэкранных заставок осталось на высоте. С другой - полигональные модели явно были упрощены для привнесения в игру возможности иметь четырех играбельных персонажей в бою; текстуры на персонажах также деградировали, так что трехмерные модели в FF9 представляют собой этакие уродливые нагромождения жутко пикселизованных полигонов. Смотреть на персонажей в Трансе (розовая мерцающая мартышка?) и особенно на столь любимых народом саммон-монстров просто противно.

Про музыкальное сопровождение можно сказать только одно: это Нобуо Уемацу. Хорошо это или плохо, решать вам. Звуковое сопровождение - минимальное. Соответственно, никакой озвучки.

Боевая система убивает наповал. Здесь у игрока практически полностью отсутствует свобода выбора в развитии возможностей персонажей. Сами возможности выучиваются по системе, аналогичной Vandal Hearts 2: экипировка содержит в себе способности, которые заучиваются по мере получения персонажем специальных очков. Каждому персонажу отведены свои способности. Это, конечно, их в некоторой степени персонализирует, зато не дает игроку возможности создать команду исключительно из полюбившихся ему персонажей. Да, впрочем, и контроль над составом партии игрок официально получает лишь к самому концу второго диска, а фактически - к середине третьего.

В самом бою шкала АТВ почему-то не останавливается во время исполнения движений, прокастовки заклинаний и т.д., даже если в Опциях выставлено "Wait". Так что, если игрок не хочет, чтобы враги ходили каждый раз после очередного хода одного из персонажей, ему придется открывать меню во время боя и в меню ждать окончания анимации. Что, надо сказать, крайне неприятно. В целом бои мало изменились с, скажем, шестой части.

Итак, господа, вот и результат. В качестве последней игры знаменитейшей JPRG-серии на всенародно любимой консоли мы получаем примитивизированный выпуск коллекции штампов для детей. На этом заседание считаю закрытым.
 
Зверху