Славянская мифология

Grosso

wonderwall
Если вам интересно, можете скачать словарь славянской мифологии:

Открывайте программой WordPad
 

Fenimor

Торговец чёрным деревом
Птицы в славянской мифологии

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…

Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Гамаюн

Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост

Это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая.
Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Сирин

Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!

Стратим

Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица - прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли - за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

Феникс

(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.

Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

*А.Островский «Гроза»
 

Fenimor

Торговец чёрным деревом
Не забудут люди этой лютой сечи
Хоть давно курганы поросли травой,
Но не виден больше тот утёс могучий,
В памяти остался только волчий вой, ХЕЙ!!

гр. Волколак.


6000 руссов.


Болгария у города Переяславца 971 год.

В этот день русские дружинники числом шесть тысяч вышли из города на учения, на военные игрища, поохотиться, размять тело воинскими упражнениями после долго сидения гарнизоном в городе. Тут были и бояре в годах повидавшие всё и вся, много лютых сечь, и молодые отроки только-только принятые в дружину, опытные гридни и кмети, молодые сорвиголовы повольники. Была и сотня варяжских воинов, западных братьев славян, два народа брата, одни только жили восточней, а те варяги на берегу Варяжского моря, одним богам молились. Сам город был в нескольких верстах, русичи устраивали военные игры, показывали друг другу упражнения воинские, соревновались в сноровке. Полного вооружения никто не брал, зачем? Шли ведь так, на прогулку. Меч святое дело у каждого, некоторые при конях, примерно сотен пять. Копьё не у каждого, да и сулицы не у всех, в тулах по десять стрел вместо двадцати готовых к бою. Зато большие треугольные щиты взяли в достатке, отрабатывали построения против конницы, пехоты, строились, молодые повольники тупыми стрелами обстреливали своих тех, что прикрывались большими треугольными щитами. Иные отроки носились по окрестностям охотились, разминались после долго сидения в городе. Воевода Сфенкел понимал, нельзя воинов держать взаперти, толи дело в дружинном дворе игрища устраивать, совсем другое в поле, когда солнышко светит, под ногами мягкая травушка, да и выслана была большей частью молодёжь, те у кого руки чешутся да кровушка горячая кипит в жилах, вот и приказал воевода Сфенкел сотниками Твердиславу, Велеславу, и командиру варяжской сотни Горемыслу взять под своё начало большую часть гарнизона да устроил учения, и полезно и польза таже для молодёжи. Княже Святослав прозванный дружиной Храбрым сейчас был в Дорстоле. А кого бояться с греками заключён мир, ущелья что ведут в эту часть Болгарии охраняются, сами болгары такие же братья русичам, как и варяги настроены благодушно. Вот и наслаждались миром пока он был. Несколько конных воинов из числа пятисот конных которых прозвали «Волками» ездили по округе ведя дозорную службу, сами руссы всегда добирались до места сражения на конях но всегда спешивались перед битвой, редко кто мог свободно биться на коне. Ну а те кто мог уж те то и с печенегами и с мадьярами, могли на равных поспорить, в конном бою, командовал ими сам Твердислав, в горниле Адрианопольской битвы его пять сотен выдержали столкновения с превосходящими ромейскими катафрактариями.
Тут поднялся какой-то переполох в стане конных, несколько из них неслись и кричали, что-то своим но их было не слышно, один из них доскакал до Твердислава и сказал:
- Видели греков, много, на глаз тысяч тридцатьпять, идут ходко, часть конных, неслись в сторону города. Но большей частью тяжёлые латники. – Твердислав хотел о многом спросить, спросить а не спутали ли они, может это Княже возвращаться с войском из Дорстола, но сам понимал что это не так, да и разведчики были опытные, уж всяко могли отличить своего пешего от ромея. Предательство, греки нарушили мир и смогли пройти незамеченными через ущелья, как то и кто допустил значения не имело, сейчас важно другое, Твердислав сказал:
- Лют, труби в рог, общий сбор всем-всем! – Лют молодой кметь, поднёс к губам рог и протрубил общий боевой сбор. Все русичи поняли. Случилось что-то плохое. Без лишних вопросов все разобрались по своим сотням. Велеслав и Горемысл помчались к Твердиславу, узнать что случилось. Твердислав уже готовил пять сотен своих «Волков» к бою.
- Твердислав, что такое? – Твердислав вкратце поведал о новости разведчиков. – Они слишком близко, к городу, верно думают что мы побежим в город и захотят на наших плечах ворваться в Переяславец, и без штурма взять его. Их конница уже близко к городу. Я с «Волками» задержу их, вы же сдерживайте сколько сможете их пехоту. Велеслав, строй людей, принимай командование, прощайте братья, увидимся в чертогах громовержца. «Волки» строиться. – Пять сотен конных воинов построились в три ряда. Твердислав выехал вперёд. – Братья!!! Знаю о чём думаете, нас предали, греки нарушили мир и как трусливые псы напали на нас, наш долг здесь перед князем, перед нашими братьями что сейчас в городе. И перед всей Русью, задержать их, дать время подготовиться нашим к обороне, вспомните славные наши битвы, вести вас в бой честь для меня, с такими храбрецами я бы и на бой со Змеем пошёл. Но сейчас наш змей впереди, умрём со славой, и не опозорим русской земли. Согласны!?!
- Согласны!!! За князя, За Перуна!!! – кричали «Волки», и лавина русской конницы устремилась на конницу ромеев. Сколько было конницы у противника? Десять тысяч, пятнадцать? Русичей то уже мало волновало, они шли на смерть, эти конные могли бы пожалуй без риска добраться до ворот крепости, без риска захвата города, но как бы потом они смотрели в глаза своим братьям, той пехоте что была сейчас позади них и готовилась к бою? Нет каждый русич твёрдо знал что он шёл умереть, страха не было, был только азарт, так всегда бывает когда играешь со смертью, сейчас ставкой в игре было число супротивников, которые должны были умереть от мечей и копий руссов. По старинному обычаю славян необходимо было скинуть всю одежду по пояс когда идёшь на смерть, но у руссов просто не было времени. Часть конных ромеев остановились, скинули луки и стали обстреливать руссов из луков. Остальные наставив копья и прикрываясь щитами кинулись на конных руссов. Наверное сотня руссов погибла под стрелами. Они падали с коней молча, без криков, без стонов, а их кони словно отдавая долг чести хозяевам неслись на ромеев уже без седоков. Две волны столкнулись, под треском копий, ударом мечей и булав, ржанием лошадей не было слышно криков умирающих ромеев, руссы умирали молча. Твердислав был в числе тех кто добрался до врага, одна стрела сшибла с него шлем, он был с мечём и круглым щитом. Он рубил направо и налево, ярость была настолько сильна что его меч пробивал даже самые крепкие доспехи. Иного русса брали два, три копья, но ярость и презрение к смерти было насколько сильно что он перерубал мечом древки копий и продолжал биться. «Волки» врезались в строй ромейской конницы плотно, счёт шёл примерно так что один русс забирал с собой трёх ромеев. Казалось сами руссы, вся их ярость не позволяли подойти вплотную ромею. Но они подходили, поражали руссов, бой шёл наверное несколько минут но казалось прошла целая вечность. Ромеев было слишком много, их не останавливали потери, они шли и шли вперёд. Твердислав рубился в самой гуще противников, в окружении телохранителей. Внезапно со стороны Переяславца послышался звук рога, это трубили личные гридни Сфенкела, такие серия звуков означало что был передан приказ закрывать городские ворота, подвиг был принят братьями за стенами города. Вот верные телохранители Твердислава остались позади рубясь с ромеями, Твердислав увидел перед собой ромейского офицера, это был воин закованный в броню с ног до головы, он был далековато от Твердислава, но Твердислав поднял свой меч вызывая супротивника на поединок и бросился на него пришпоривая коня. Ромей смотрел на русса мчавшегося к нему, офицер был из знатного Рода кой служил Византии давно, Византии и богу, если бы можно было заглянуть в мысли офицера то можно было прочесть в них лишь то что он не считал русса за противника, для него это был дикий язычник который не имел права на жизнь, к чему ему офицеру армии самой просвещённой и цивилизованной державы в мире давать варвару смерть от своего меча, к чему ему блюсти какую-то честь которую так любят возносить варвары язычники, пусть они варвары вызывают его хоть трижды на бой но он поступит так. Внезапно офицер выхватил лук который был прикреплён рядом с его седлом, взял стрелу из особого колчана, с ядом, наложил её и прицелившись выстрелил Твердиславу в грудь. Твердислав ощутил острую боль, мир померк перед ним, тьма заволокла всё, - «Это всё подумал он» - на мгновение он даже смерился с такой смертью, он умирал как воин, но внезапно всего его охватила ярость, которая горела в глазах, это ярость была сильнее боли, той что причиняла стрела с ядом, он продолжил лететь на ромея, боль сковало всё тело но им двигала лишь одна мысль убить этого последнего врага. Офицер не верил своим глазам, русс летел на него, если бы можно было взглянуть на его лицо то сторонний человек увидел бы там простое удивление, как? Стрела пущенная в грудь, с ядом… эти мысли прервал меч Твердислава отделивший голову ромея от его тела. Твердислав проскакал ещё какое-то расстояние, и его пронзили несколько копий ромеев, сотник был мёртв, когда он погиб, пали и его телохранители прикрывавшие сотника, ромеи навалились на них со всех сторон, последний русс по имени Лют, тот что трубил в рог, уже падающий метнул короткую силицу в ромея и тот упал замертво пораженный в горло.
Меж тем русские пехотинцы, строились к бою. Велеслав отдавал приказы своим воинам, последние приказы перед тем как отправиться по звёздному мосту в Ирий, на своём левом фланге он построил варягов, стальная стена этих могла остановить кого угодно, в центре с отборными отрядами стоял сам Велеслав, воины с огромными щитами и копьями стояли гордо, а солнце освещало их мужественные лица, тут были старые повидавшие всё и вся. И молодые но доказавшие себя и свою пользу в бою. На правом фланге стоял отряд молодых повольников, с копьями, позади них шли лучники и пращники, Велеслав полагал, что ромейская конница пойдёт отсюда, а уж повольники видавшие всё и вся как никто могли задержать её, командовал ими парень едвали разменявший второй десяток лет по имени Доброслав. Позади центрального отряда шли так же повольники с сулицами, эти короткие копья пущенные твёрдой рукой которую направлял меткий глаз были грозной силой. Построение закончилось. Ромейская пехота двигалась на руссов. Велеслав хотел было молвить слово, но поймав взгляды своих воинов понял, все итак знали зачем шли, и каждый знал что нужно делать, Велеслав кивнул всем, и сказал –
- Сомкнуть щиты – команда была выполнена чётко, без лишних движений.
- Вперёд!!! - крикнул сотник, русичи двинулись вперёд, молодые повольники те что шли позади начали свистеть, кричать диким волками и медведями, эту смесь звуков подхватили другие руссы и варяги, кто-то просто кричал, кто-то свистел, иные отряды гоготали до упаду над шутками своих товарищей, иные славили громовержца Перуна, со стороны византийцам казалось что руссы издают звуки наподобие диких животных, и на них движется какой-то страшный монстр, византийцы были явно растеряны, их офицеры говорили что как только руссы увидеть грозную силу в лице отборных отрядов византийской армий, то их тут же охватит страх, они побегут в город и можно будет на их плечах ворваться в Переяславец, и легко взять его, некоторые были удивлены и напуганы, их пугало презрение смерти которое выражали смеявшиеся руссы, казалось они шли не на смерть а на пир в соседний Род предвкушая встречу со старыми друзьями, хмельную брагу у одного очага, по поведению руссов нельзя было сказать что они шли умирать. Тем временам на левом фланге варяги подверглись обстрелу ромейских лучников, варяги не стали ждать пока их перестреляют а прикрываясь щитами бросились на ромеев перейдя на бег и разорвав строй, пехотное прикрытие у лучников было не важное варяги быстро смяли их, некоторые варяги только на бегу сбивали иного не расторопного византийца, Горемысл к тому времени уже пал, его сразила стрела когда до врага оставалось не более пятидесяти шагов, варяги поняли, ошибку византийцев которые оставили лучников без должной охраны, и побежали на них, офицер командир стрелков ромейского войска, отдавал приказы, ромеи накладывали стрелы на тетивы и целились но не стреляли, ждя приказа офицера, семьдесят шагов, варяги несутся как молния, офицер молчит, и приказывает ждать ещё, стрелять нужно было когда будет три или четыре десятка, когда оставалось шесть десятков один варяг остановившись взял свой круглый щит с четырьмя шипами по бокам на манер креста перехватил его как диск и метнул в офицера один из четырёх шипов угодил офицеру в сердце он упал замертво, когда было пять десятков шагов византийские стрелки явно растерянные без командира спустили тетивы, иные сбили прицел, залп вышел не точным, иные стрелы прошли мимо, иные воткнулись в щиты варягов, тот варяг что метнул щит в офицера оставшись без защиты получил пять стрел в грудь и упал замертво на спину, славный сын Рюгена умер с честью. Остальные варяги ускорили темп и ворвались в ряды стрелков время на второй залп у византийцев не было. Началась резня, стрелки с луками не могли оказать должного сопротивления, и пока к ним шли резервные пехотные части ромеев варяги вырезали большинство лучников, и были все в крови врага. Но несмотря на усталость кинулись на свежие силы ромеев с удвоенной яростью…
На правом фланге, на русичей кинулась ромейская конница, та, что рубилась с «Волками» командир повольников Доброслав, отдал несколько коротких приказов, лучники перехватили луки, отварили тулы со скудным запасом стрел, Доброслав приказал построиться в две шеренги, и добавил,
- Передовая цельтесь и бейте, наведя прямо, тыловые стреляйте навесом, внесём смятение в их ряды, затем быстро берём мечи, копья и атакуем а не ждём пока они нас рассеят, стреляем по моей команде, не секундой раньше, поправку на ветер брать самим. – Кивнув своим Доброслав нащупал на шее верёвочку с к которой был привязан клок русых волос, что подарила ему его посватанная невеста перед его уходом в поход, она была из рода Лисы, - «Прощай моя Лисичка» подумал он, и поцеловал клок волос. Конница приближалась, триста пятьдесят шагов, русичи целятся, ромеи летя на них предвкушая лёгкую победу. Триста шагов, Доброслав медленно поднимает руку, двести пятьдесят шагов, Доброслав резко опускает руку и русичи дают зал, как он и приказал, передний ряд стрелял прямо, сбивая тех конников что шли впереди, тыловые стрелки стреляли навесом их стрелы летели ко второму и третьему ряду конников, началась суматоха, византийцы из задних рядов налетали на своих же, тех что попадали, русичи вели обстрел ещё и ещё, когда стрелы кончились выхватив копья и мечи побежали на конницу сами, ромеи не смогли в полной мере восстановить строй, тем более сзади повольников шли пращники и прикрывали своих, тяжёлые камни вносили суматоху в ряды врага, молодые русичи бросились на конников второго Рима, старшему из них едвали было больше двадцати одной зимы. Доброслав метнул своё копьё в одного ромея оно вошло в его грудь, пробив кирасу и вышло из спину, и достал свой меч, на него кинулся конный, Доброслав, пригнулся уходя от меча ромея и ударил мечём, меч пробил кирасу и вспорол живот ромея тот повалился с седла, Доброслав увидел как на молодого повольника со спины заходит другой конный намереваясь убить его копьём. Он разбежался и прыгнул в тот момент когда копьё должно было поразить повольника, но Доброслав принял удар копьём, в грудь, молодой повольник увидя это развернулся, и метнул свою сулицу в ромея со всей силой и яростью, с ещё более сильной чем даже с той что летели Стрибожьи ветры над Варяжским морем в бурю, сулица поразила ромея в голову и он упал испустив дух, повольник метнулся в Доброславу, тот лежал на спине и сказал другу – Вот и всё брат – на его лице появилась улыбка, он хотел сказать что-то ещё но дух его отошёл.
Пока шли сражения на правом и левом фланге, по центру ядро русской дружины шло наставив на ромейских латников свои копья, Велеслав шёл в переднем ряду, когда расстояние сократилось, молодые повольники что шли позади начали метать во врага свои сулицы, когда это началось дружинник, кмети и гридни перехватив свои копья и тоже метнули их в противника, пущенные сильной, мужественной рукой такие копья забирали жизни ромеев, достав меч русичи перешли на бег не разрывая строя, сапоги руссов шли по трупам убитых и ромеев, переступая или идя по ним, руссы сошлись в ближнем бою с латниками ромеев, поле боя огласили звуки умирающих византийцев, треск копий, звон стали, дружинный натиск руссов был страшен, в одиночных схватах у византийцев может и был бы шанс, но только не тогда когда руссы шли в строю, щит к щиту, чувствуя плечё друга или побратима, их наполняли новые силы. У повольников закончились сулицы и они присоединились к дружинникам, мало помалу византийцы ввели в бой свою гвардию – бессмертных, ибо ярость этих нескольких тысяч не смогли сломить обычные латники, да франки наёмники, началась рукопашная но и тут ромеям пришлось туго. Велеслав бился в самой гуще сражения, его меч уже по рукоять был окрашен в кровь врага, бессмертные были равными противниками и их было много, очень много, на Велеслава кинулся ромейский офицер, Велеслав отбросил щит и взял удобней меч, их клинки со звоном столкнулись, обменявшись ударами Велеслав понял этот враг достойный противник, одним резким взмахом он сшиб с головы офицера шлем и тут же блокировал удар меча ромея, вдруг он почувствовал боль сзади, в плече, это один франк наёмник воткнул в него копьё, он ощутил боль, плюнув в глаза ромею. Он ослепил его на долю секунды, и тут же перерубил мечём копье франка и удар его ноги пришелся франку прямо в живот он упал хватившись за живот, острие всё ещё торчало из плеча Велеслава, но он не обратил на него внимания, он развернулся к ромею офицеру, тот выхватил свой кинжал перехватывая чтобы метнуть его в русича, Велеслав думал долю секунды и метнул свой меч, он вошёл ромею в живот. Но и тот метнул кинжал он вошел в правый бок Велеслава, увидев что русс без оружия на него кинулись ромеи, он встряхнул их как медведь встряхнул бы сворю собак, одной рукой отталкивая сразу трёх он выхватил из бока торчавший кинжал офицера и опустил его на затылок ромея, однако сзади его настигла стрела пущенная почти в упор. Велеслав упал замертво, русичи прорубившиеся к сотнику видев его тело закричали яростно – Велеслав убит, отомстим братья, - и с новой яростью кинулись на ромеев.
Бой шёл ещё несколько часов, руссы умирали давая своим братьям за стенами города подготовиться к отражения штурма, и воевода Сфенкел принял этот дорогой подарок оплаченной жизнью шести тысяч русских. Не левом фланге умирали варяги, славные сыны Рюгена и Лабы, они умирали рубясь словно норманнские берсеркеры, на правом фланге умирали молодые повольники, рубясь до последнего с ромейскими катафрактариями, умирали с улыбкой на лице. Вспоминая Родной дом, Родные леса, речки. До последнего рубились кмети и гридни в центре, нанеся бессмертным тяжкие потери, русские дружинники гибли молча. На их лицах можно было прочесть удовлетворение от того что он они выполнили свой долг перед их отцом князем и Перуном. Выполнили до конца. Когда пал последний русс, на полем сечи летел ястреб, гордо раскинув крылья, он смотрел на место сечи, каждый взмах его крыльев словно благословлял храбрость и мужество руссов, это летел сам громовержец.

А за чертогами нашего мира, по звёздному мосту что вёл в Ирий шли шесть тысяч руссов, шли гордо, весело ходко, и казалось сами звёзды стали светить ярче и врата Ирия засияли ярче встречая своих храбрецов.

Данные события имели место быть в истории, подвиг этих шести тысяч был принят Сфенкелом, Переяславец отчаянно оборонялся… впрочем, это уже совсем другой героический рассказ.

Памяти шести тысяч безымянных героев, чей славный подвиг помнят их потомки.

Егор Брацун 8 марта 2008 года.
 

Fenimor

Торговец чёрным деревом
Поскольку коронованный на модератора студент закрыл тему о родноверии. Предлагаю писать здесь. Хотя ,вобщем, те кому интересна эта тема - уже давно общаются в ЛС ;)
 

m32

Волхв-Родновер
Поскольку коронованный на модератора студент закрыл тему о родноверии. Предлагаю писать здесь. Хотя ,вобщем, те кому интересна эта тема - уже давно общаются в ЛС ;)
зачем же вам тогда тема, если вы в лс общаетесь?
 

nazar_ukr

Member
Панове, а мене ось таке питання цікавить: чи можна взагалі серйозно вживати вислів "слов'янська міфологія"? Одне із значень слова "міфологія" - збірка міфів. А міф це, як відомо, - оповідь про богів та героїв. Хто зає, якісь АВТЕНТИЧНІ слов'янські міфи. Не пізніші реконструкції науковців, а саме автентичні, тобто такі, які стосуються часів автентичного язичництва. Якщо такі є, то в яких джерелах їх можна прочитати. Ну, а якщо таких немає, то словосполучення "слов'янська міфологія" - це не більше, ніж момент фальсифікації, тобто намагання створити із стану відсутності міфології стан її присутності.
 

Yurij

observer
Чернігівські народні казки (міфи) про створення Світу.

Кались, як тульки па волі Бога світ нарадивсь , і вада адишла ат грунту , а воздух ад агня паявилась земля. І абазначилась вана як Велика Сіверщина - рудна земля. І там де вада лизала землю, а бризки, шо ганяв вітер, абпалювало сонце паявився перший Людяка. Да не був вун ще разумний, не тіло було а мішка. І разпався вуон на Жуонку та Чалавіка.

Дак не було сперва нічого — ні світу білого, ні Пакуля в світі, а було поле, та ясне сонечко, та ясний місяць, та ясні зорі, дєтки їхні і дробний дощик з ними. А в полі росло світове дерево, на дереві сиділи два голуби, йони й сотворили світ.
Ще мій дід моєму батькові розказували, а дідові — яго дід: давно колися Господар на кленовім листкові написав сонце, місяць і зорі, а поле зорав, посіяв пшеницю; що вродило — змолов на жорнах небесних, замісив тісто, а з тіста людяку виліпив.
Таки так було. А за жонку тій людяці Господар дав дєвку, що її з квітки сотворив, рожею квітка зветься.

Гомонять-бо й таке: Господар сотворив душу людини, а тіло— лихий дідько.
Ні-бо, Громовик їхав на білому коні, викресав копитами вогонь із скелі і світ сотворив з того вогню, а Чорний бог з пеньків людину склав.
А я чував, старі люди гомоніли, що вогонь рогатий придумав, а Бог вогонь вкрав і людину з вогню сотворив.

Сотворив-бо з вогню, у чорта вкраденого, людей перших і поселив їх у райськім саду, щоб милувалися плодами праці його. Тольки заборонив людям яблука їсти.
А люди їли, бо хотіли й собі богами стати.
Бог розсердився і прогнав людей на землю, а сам з янгола - ми поселився на восьмому, червоному, небі, тольки на войну та на голод те небо й розчиняється.
А як настане страшний суд, небеса згорнуться в клубок, Бог на той клубок всядеться і людей судитиме, хто що заробив.

Скольки ж того неба, якщо, гомонять, сонце і місяць не більші, аніж заднє колесо у возі, а небо по той бік Невклі, за лугами Сиволозькими, за Чорним лісом, на землю опирається і баби прачі на нього кладуть?
 

m32

Волхв-Родновер
бедные родноверы, им приходится верить в нечто, опирающееся только на мифы и сказки. христианам в этом плане есть чем "гордится" - у них есть куча весьма сомнительных, но все же достаточно древних доказательств их религиозного бреда.... да и культура все та же.... и история религии. а эти, перуны, верят в откровенные чудеса. ребята, вас даже с мормонами сравнивать негоже ... у них и то есть ЧЕТКОЕ представление о своей вере и ее "истории".

поэтому, впрочем, родноверие отлично подходит для некоторых целей, ведь вместе со сказками парням в голову можно вложить немножко антисемитизма, расовой ненависти и антиобщественных идей.
 

m32

Волхв-Родновер
Панове, а мене ось таке питання цікавить: чи можна взагалі серйозно вживати вислів "слов'янська міфологія"? Одне із значень слова "міфологія" - збірка міфів. А міф це, як відомо, - оповідь про богів та героїв. Хто зає, якісь АВТЕНТИЧНІ слов'янські міфи. Не пізніші реконструкції науковців, а саме автентичні, тобто такі, які стосуються часів автентичного язичництва. Якщо такі є, то в яких джерелах їх можна прочитати. Ну, а якщо таких немає, то словосполучення "слов'янська міфологія" - це не більше, ніж момент фальсифікації, тобто намагання створити із стану відсутності міфології стан її присутності.
вы сейчас пытаетесь доказать "пастве", что объект их веры весьма и весьма мало изучен, и помочь этому, к сожалению, никак нельзя? не отнимайте веру у людей!!! это же так интересно! они похожи на уфологов - такие же наивные мечтательные ребята с ВОТ ТАКИМ БОГАТЫМ воображением.
погодите, если их не трогать и не спорить с ними, скоро в славянских мифах появятся евреи, негры ... это чтиво будет весьма и весьма доставлять!!! =)=)=) не стоит мешать ребятам )))) или может быть стоит все же ....
 
Зверху