ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ
Материал подготовлен автором сайта © Аndrei
При подготовке использовались открытые данные.
Всем
желающим сообщить дополнительные сведения или внести уточнения просьба писать
по адресу: btvt@ukr.net
Использованные материалы:
http://www.sdtb.kiev.ua
http://morozov.com.ua/
Т-80У против Т-84У

Общая информация
Сегодня на международных выставках
вооружений и тендерах российские и украинские танки вынуждены состязаться не
только со своими западными конкурентами, но и друг с другом.
Современные российский (Т-80У) и
украинский (Т-84) танки имеют общие конструкторские и технологические корни.
Их базовые образцы были разработаны в Советском Союзе и отличались силовой
установкой. На базовом российском образце Т-80У, принятом
на вооружение СА в 1985 году, был установлен
газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. На украинском Т-80УД, принятом на вооружение СА в 1989 г. - двухтактный
дизель 6ТД с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. Отличались также
конструкции бортовых коробок передач (на Т-80У - четыре передачи вперед, одна
назад, на Т-80УД - семь передач вперед и одна назад).
В дальнейшем совершенствование
конструкций этих танков шло индивидуальным путем. Вместе с тем, направления
этих работ были близки и заключались в повышении защищенности, подвижности и
огневой мощи. Украинский танк Т-80УД современной
модификации получил индекс Т-84, российский танк Т-80У в современном
исполнении имеет тот же индекс.
Чем же сегодня отличается
российский танк от украинского….
Боевая масса
|
Т-84У
48 т.
|
Т-80У
46 т.
|
Система управления
огнем
Обнаружение цели в обычных условиях
Прицельные приспособления наводчика
|
Т-84У
Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела
наводчика 1Г46М, тепловизионного прицела "Буран-Катрин-Э", прицельно-наблюдательного
комплекса командира ПНК-5, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления
зенитной установкой 1ЭЦ29М, баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками
входной информации, а также -
Устройство встроенного контроля выверки прицела
наводчика
+Стабилизатор 2Э42М
Увеличение перебросочной скорости наведения башни по горизонту до
35...40°/с вместо 16...24°/с
и улучшение точности стабилизации пушки:
+На Т-84У также есть такие новинки как
датчик измерения начальной скорости снаряда (слева на башне)
+Система
учета теплового изгиба пушки (СУИТ)
Повышение точности стрельбы за
счет автоматической коррекции углов прицеливания и бокового упреждения,
вырабатываемых баллистичеким вычислителем, с
учетом теплового изгиба ствола от солнечной радиации и собственного
разогрева при интенсивной стрельбе.
Точность измерения изгиба канала
ствола ±0,1 мрад
|
Т-80У
Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела
наводчика 1Г46, тепловизионного прицела ТО-ПО2Т
«Агава-2ТИ», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С,
зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М,
баллистического вычислителя с датчиками входной информации, а также –
Устройство встроенного контроля выверки прицела
наводчика
- Стабилизатор 2Э42
Т-80У
(модифицированный)
Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела
наводчика 1Г46М,
1Г46М, танковая ИУС 1В558, прицел командира
ТО1-К04, стабилизатор 2Э42М, система замера параметров атмосферы и пр.
|
Т-80У и Т-84У оснащены дневным прицелом наводчика 1Г46
(1Г46 «Иртыш» на Т-80У и 1Г46М "Проминь" на Т-84У) Прицел состоит из
головки, информационного блока, лазерного дальномера, измерителя временных
интервалов, пульта управления, стабилизирующего блока, визира. К прицелу
придается электроблок и монтажный комплект.
Поле зрения стабилизировано в двух плоскостях. Предусмотрен встроенный
контроль основных параметров. Обеспечена автоматическая компенсация увода
линии визирования.
|
Прицельные приспособления командира
|
Т-84У
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 "АГАТ-СМ"
(ЭОП поколения 2+)
Прицельно-наблюдательный комплекс
командира ПНК-5 состоит из комбинированного дневно-ночного
прицела командира ТКН-5 и датчика положения пушки. Комбинированный прицел
командира ТКН-5 имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию
визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный
канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной канал с кратностью 5,8х. Кроме
того, прицел имеет встроенный лазерный дальномер, обеспечивающий командиру
возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика, а также
устройство ввода бокового упреждения.
Диапазон измерения дальности
встроенным лазерным дальномером, м 400 ... 5000
Дальность видения цели в ночной канал, м,
|
Т-80У
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С "АГАТ"
(ЭОП 1 поколения)
Прицельно-наблюдательный комплекс командира
ПНК-4С обеспечивает наблюдение за полем боя, приоритетное дублированное
управление пушкой и спаренным пулеметом, стрельбу из пушки днем и ночью
артиллерийскими снарядами, целеуказание.
Комбинированный дневной-ночной прицел ТКН-4С командира имеет
независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости. В состав
прицела входят два дневных оптических канала (однократного и 7,5-кратного
увеличения) и пассивно-активный ночной канал 5,5 кратного увеличения.
- Встроенный лазерный дальномер отсутствует
Дальность видения цели в ночной канал в
пассивном режиме, м, не менее 800 м
|
Дальность видения в ночной канал в пассивном режиме зависит
от естественного ночного освещения и может варьироваться от 800 до 2000 м.
На украинском танке командир обладает лучшими
возможностями по поиску и самостоятельному поражению целей в режиме ДУБЛЬ.
Прицел ТКН-5 имеет встроенный лазерный дальномер и устройство ввода углов
бокового упреждения (УВБУ).
|
Обнаружение цели в ночных условиях
|
Т-84
На Т-84
установлен Тепловизор
наводчика Буран-Катрин-Э с использованием камеры первого поколения производства
фирмы «Сажем».
обнаружение
целей
- в
узком поле зрения 1200
- в
широком поле зрения 5000
- 6400 м;
распознание
целей
- в
узком поле зрения 5000 м
идентификация
целей - 2500 м;

|
Т-80У
На Т-80У установлен Тепловизор наводчика ТО-ПО2Т Агава-2ТИ с
использованием камеры первого
поколения отечественного производства
обнаружение
целей - 6400 м;
распознание
целей - 4600 м.
идентификация
целей - 2500 м;

Предусматривается оснащение тепловизионными
прицелами (ТВП) совместного российско-белорусско-французского производства с
использованием камер второго поколения французской фирмы
"Томсон".
|
В целом оба тепловизера
находятся на одинаковом техническом уровне, и выделить преимущество у
одного из танков нельзя.
|
Огневая мощь и боеприпасы
|
Т-84
125-мм гладкоствольная пушка КБА3
|
Т-80У
125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1
|
В целом оба орудия находятся на одинаковом техническом
уровне, и выделить преимущество у одного из танков нельзя.
|

Слева российский
бронебойный подкалиберный снаряд 3БМ-44М, справа
украинский бронебойный подкалиберный снаряд,
изготовленный при поддержке французских специалистов.
Как известно, состав боекомплекта танков в значительной
мере влияет на его огневые возможности. С момента распада Советского Союза в
России разработаны и приняты на вооружение танковые боеприпасы (БПС, ТУР,
БКМ) повышенного могущества. Их производство организовано и на Украине.

Справа новый украинский
бронебойный подкалиберный снаряд БМ44У1 снаряд с
увеличенным удлинением и новым ведущим устройством. Рядом с ним бронебойный подкалиберный снаряд 3БМ44

Управляемая ракета
"Комбат"
Защита
Броневая защита Т-84У, включает
современную многослойную броню и установленный на новой сварно-катаной башне изготовленную с
использованием стали, полученной методом электрошлакового переплава (ЭШП),
сталь ЭШП обеспечивает прирост
стойкости в равных конструкциях на 10…15 процентов
На башне и корпусе установлен
комплект встроенной динамической защиты нового
поколения «НОЖ», обеспечивает танку повышенный уровень живучести на поле
боя.
Преимущества Т-84
+ новая сварно-катаная башня;
+ встроенная динамическая защита нового
поколения обеспечивает лучшую защиту и большую закрываемую поверхность.
+ более широкие бортовые экраны,
обеспечивающие дополнительную защиту бортов корпуса и компонентов ходовой
части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых
пехотой противника.
+ использование стали, полученной методом
электрошлакового переплава (ЭШП)
|
Броневая защита Т-80У, включающая
современную многослойную броню и установленный на башне и корпусе комплект встроенной динамической защиты «Контакт-5»,
обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя.
|
СКТБ ИПП НАНУ совместно с ГП БЦКТ «МИКРОТЕК»,
НИЦ «Материалообработка взрывом» ИЭС им. Патона
НАНУ и ХКБМ им.Морозова выполняет разработки систем динамической
защиты (ДЗ) передвижных или стационарных объектов от бронебойно-подкалиберных
снарядов, кумулятивных средств поражения и ударно-кумулятивных боеприпасов
типа «ударное ядро». Модули кумулятивной защиты «НОЖ» представляют собой
неразборную конструкцию, которая срабатывает мгновенно без специальных
средств инициирования, не требует подготовки к применению, обслуживания и
ремонта. Модули «НОЖ» отличает: высокая надежность (100%
срабатывания и защита от всех типов противотанковых средств), безопасность
при обстреле из стрелкового оружия, отсутствие детонации от осколков и
зажигательных смесей, взаимозаменяемость с элементами встроенной ДЗ 4С20 или
4С22 (производства РФ) в соотношении 1:2, повышенная в 1,8-2,7 раза (по
отношению к 4С22) эффективность, пониженная величина фугасного (запреградного) действия на броню, простота монтажа,
невысокая стоимость.

Габаритные размеры: 250х125х36 (250х125х26) мм.
Масса: 2,8 (2,1) кг.
Уязвимые зоны
В то
же время оба танка имеют в лобовой проекции так называемые ослабленные зоны,
которые не спасет от пробития никакая ДЗ.
Специалистам эти зоны прекрасно известны, количество и площадь их достаточно
велики и на обеих машинах примерно одинаковы
Наличие
и размер таких зон предопределяются в основном конструктивной схемой танков,
унаследованной от их общего прародителя - танка Т-64.
Уязвимость при
поражении зоны
В
последних разработках украинских танков конструкторы пошли на уменьшение
боекомплекта ради увеличения безопасности танка. На Т-80У, например, БК
состоит из 45 выстрелов, равномерно разбросанных по танку.
На
Т-84 БК уменьшен до 40 выстрелов, остальное - в бронеотсеках в корпусе и башне.
Такое
решение было принято по опыту Чечни ,аналогичные
мысли возникали и в России после событий в грозном, но дальше слов дело не
пошло.
Сравните.
Т-84У
|
Т-80У
|
Боекомплект к
пушке составляет 40 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из
которых 28 размещены в конвейере автомата заряжания. Семь выстрелов находятся
в корпусе справа от механика-водителя и еще пять выстрелов - в
бронированном отсеке, установленном в кормовой части башни.
|
Боекомплект
к пушке составляет 45 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из
которых 28 размещены в конвейере автомата заряжания, а
- остальные
находятся в отделении управления и в боевом отделении.
|
Характеристики
подвижности
Т-84У
6ТД-2
двухтактный, многотопливный, 6-цилиндровый дизельный
двигатель модели 6ТД-2с жидкостным охлаждением, впрыском топлива
Мощность двигателя 1200 л.с.
механическая трансмиссия с двумя бортовыми планетарными
коробками передач и гидроуправлением, с 7-ю
передачами вперед и 1-ой передачей заднего хода соосные
с коробками передач реверсивные бортовые передачи обеспечивают дополнительно
4 передачи заднего хода
На экспортном варианте Т-84
внедрены: автоматическое переключение передач вместо механического, новые
органы управления движением танка (механик-водитель управляет движением
танка при помощи штурвала),
На Т-84 установлена система автоматизированного пуска
двигателя и контроля параметров силовой установки, что позволяет
значительно улучшить технические характеристики МТО.
Удельная мощность
|
л.с./т
|
26
|
Давление на грунт
|
кг/см²
|
0,93
|
Максимальная скорость по шоссе
|
км/ч
|
65...70
|
Средняя скорость по пересеченной местности
|
км/ч
|
45...50
|
Запас хода
|
по шоссе
|
км
|
450
|
по пересеченной местности
|
км
|
350
|
+ Дорожный просвет
|
м
|
0.515
|
Монтаж двигателя
-Монтаж и демонтаж двигателя 6ТД-
до 2 суток.
Преимущества:
+ Высокие удельные показатели двигателя (литровая и
габаритная мощность), соответственно малый объем МТО, меньший силуэт и
массу танка.
+ Меньшие потери мощности при использовании эжекторной системы охлаждения двигателя (по сравнению с
вентиляторной системой).
+
Компактность
Недостатки:
- В двухтактном дизеле значительное количество
воздуха идет на продувку цилиндров. Это увеличивает суммарный расход
воздуха и требует установки воздухоочистителя больших размеров.
- Худшая приемистость (по сревнению с четырехтактными) двухтактных двигателей ведет к снижению
динамических возможностей танка.
- Повышенный расход масла и неполное сгорание рабочей смеси создают дымный
и токсичный выхлоп, что в свою очередь требует увеличения дистанции между
машинами при движении в колонну.
- Уже при температуре окружающего воздуха +5 - +8°C для запуска
двигателя необходимо использовать системы автономного факельного подогрева
и масловпрыска.
- Высокая чувствительность двигателя к пыли
(предрасположенность к пылевому износу воздушного тракта и
цилиндропоршневой группы).
-Основной вид пуска двигателя
электрический, более энергоемкий и менее надежный в эксплуатации
чем воздушный
-Затруднен запуск без применения предпускового
подогревателя и разогрева ОЖ до 1000 С
-Использование систем дозированного масловпрыска и автономного факельного подогрева для
облегчения запуска ведет к дополнительному расход
ГСМ, особенно масла.
-Безкассетные воздухоочистители
инерционного типа
|
Т-80У
ГТД-1250
Мощность двигателя 1250 л.с.
трансмиссия танка Т-80У включает гидрообъемную
передачу. Рычаги управления механика водителя заменены на
штурвал
семь передач вперед и одна назад
Удельная мощность
|
л.с./т
|
26
|
Давление на грунт
|
кг/см²
|
0,91
|
Максимальная скорость по шоссе
|
км/ч
|
До 80
|
Средняя скорость по пересеченной местности
|
км/ч
|
45...50
|
Запас хода
|
по шоссе
|
км
|
440
|
по пересеченной местности
|
км
|
---
|
- Дорожный просвет
|
м
|
0.
428
|
Монтаж двигателя
+Время
демонтажа - 1 ч 43 мин
Время
монтажа - 1 ч 20 мин
Преимущества:
К основным преимуществам таких силовых установок перед
силовыми установками на базе поршневых двигателей относятся:
• больший диапазон тяговых возможностей (3,0-3,5 у ГТД
против 1,06-1,27 у дизелей);
• компактность и, следовательно, существенно
большая габаритная мощность (отношение мощности силовой установки к
ее объему);
• отсутствие специальной системы охлаждения двигателя;
• более низкие требования по степени очистки воздуха;
• отсутствие
деталей, совершающих возвратно-поступательное движение, что
позволяет резко повысить надежность двигателя и многократно снизить
вибрационные нагрузки;
• больший моторесурс;
• многотопливность (керосин,
дизельное топливо, бензин, возможно природный газ) и допустимость
применения топлив со сравнительно низкими характеристиками;
• легкий запуск (особенно - при низких температурах);
• отсутствие жесткой механической связи между силовой турбиной и ходовой частью
исключает остановку двигателя при любых сопротивлениях движению и
предохраняет трансмиссию от ударных динамических нагрузок;
Недостатки:
Главным недостатком газотурбин считается их
сравнительно невысокая топливная экономичность. Однако за счет внедрения
ряда технических решений на танке Т-80У удалось добиться снижения расхода
топлива до 5 л.. Этот показатель достаточно близок по своему значению
к аналогичным показателям дизельных двигателей.
Успешное завершение
проводимых сегодня НИОКР позволит
производить газовые турбины мощностью 1500-2000 л.с., выполненные в
жестких габаритах моторно-трансмиссионных отделений современных танков и
имеющие удельный расход топлива ниже, чем у современных дизелей (160-180
г/л.с./час у новых ГТД против 180-200 у танковых дизелей). По оценкам
специалистов, создание дизеля с подобными габаритными характеристиками
сегодня и в достаточно близкой перспективе весьма проблематично.
|
Оба танка оснащены вспомогательной силовой установки ГТА-18А, что позволило существенно уменьшить суммарный
расход топлива на 1 час
работы систем танка ~ 60 л/ч (суммарное время работы танка составляет - 50% на месте и 50% в
движении), для танка с дизельным
двигателем без вспомогательной силовой установки мощностью 1500 л. с, расход топлива составляет 120 -
50 л/ч.
|
|